|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Энесидем происходил из Кносса на основе Крит, деятельность его протекала в Александрии. Кроме главного сочинения <Восемь книг пирроновых речей>, известного нам по изложению в <Энцик- лопедии Фотия>, источники называют сочинения Энесидема <О мудрости>, <Об исследовании>, а также <Пирроновские очерки>. Замечательной чертой учения Энесидема и его последователей было то, что все они, как указывает Секст, видели в скептицизме путь, ведущий к материалистической физике Гераклита. И действи- тельно, положению Гераклита, будто противоположное существует в отношении того же самого, должно, согласно Сексту, предшест- вовать утверждение, что противоположное прежде всего кажется противоположным в отношении одного и того же. Именно такой способ мышления является, по Сексту, предпосылкой, общей всем людям, - общей <материей>, которой пользуются не только скеп- тики, но и другие философы и даже все неученые люди. Согласно Сексту, Энесидем примыкал к Гераклиту не только в этой общей предпосылке, но и в учении о природе души, об истине как о том, что является всем одинаково, о тождестве и различии целого и части, о видах движения, о сущности тел и делимости времени, о воздухе как о первичной стихии души. Свидетельство Секста, сближающего учение Энесидема с фи- зикой Гераклита, породило много попыток истолкования близости двух мыслителей. В попытках этих отражается тенденциозность буржуазных идеалистических исследователей. Так, Пауль Наторп, с одной стороны, извращает философию Гераклита, преувеличивая близость учения Гераклита к скептицизму; с другой же стороны, не желая согласиться с мыслью о тяготении Энесидема к материали- стическим тезисам физики Гераклита, он утверждает, будто, вы- ставляя эти тезисы, Энесидем предлагал их не в качестве достоверной истины, а в качестве всего лишь вероятной гипотезы, наподобие того как прославленный Парменид в учении о <мнении> изложил как наиболее правдоподобную свою гипотезу о происхож- дении вещей. Другие исследователи пытаются объяснить связь Энесидема с гераклитизмом стадиальностью в развитии учения Энесидема. В качестве стадии, соответствующей этой связи, они предлагают либо переход Энесидема от гераклитизма к скепсису (Сессэ), либо, напротив, переход от пирроновского скепсиса к гераклитизму (Бро- шар и Гааз). Идеалистическая тенденциозность этих гипотез состоит в том, что они основываются, особенно гипотеза Сессэ, на харак- терном для идеалистов и неверном утверждении, будто всякий сенсуализм влечет за собой, как следствие из принципа, скептицизм. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||