|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница теория познания (<Каноника>). Теоретической опорой этики стала для Эпикура доктрина основателя школы киренаиков - Аристиппа из Кирены (435-360). Как и у Аристиппа, этика Эпикура покоится на положении, что для человека первое и прирожденное благо, начало и конец счастливой жизни, есть удовольствие ('n8ovn) [см. 33. С. 128-129]. Но было между ними и различие. Аристипп определял удовольствие как положительное состояние наслаждения, порождаемого ровным движением. Эпикур, по крайней мере в дошедших до нас сочинениях, определял удовольствие отрицатель- ным признаком - как отсутствие страдания. <Предел величины удовольствия, -пояснял Эпикур Менекею, -есть устранение всякого страдания, а где есть удовольствие, там, пока оно есть, нет страдания или печали, или нет и того и другого> [33. III]. Принцип, или цель, этики Эпикура не имеет, согласно его собственному заявлению, ничего общего с теорией наслаждения, или гедонизмом, с которым ее часто смешивали. <Когда мы говорим,-пояснял Эпикур Менекею,-что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствие распутников и не удовольствие, заключающееся в чувственном наслаждении, как думают некоторые, не знающие или не соглашающиеся или непра- вильно понимающие, но мы разумеем свободу от телесных страда- ний и душевных тревог> [33. 131]. Именно посредством освобождения от них достигается цель счастливой жизни - здо- ровье тела и безмятежность души (атосро^ш, т^ ^u^^q). Эпикур различал при этом два вида удовольствий: удовольствие покоя и удовольствие движения. Из них основным он считал удо- вольствие покоя (отсутствие страданий тела). В понятом таким образом удовольствии Эпикур видел критерий поведения человека. <С него начинаем мы, - писал он Менекею, - всякий выбор и избегание; к нему возвращаемся мы, судя внутрен- ним чувством, как мерилом, о всяком благе> [33. 129]. Принятие удовольствия за критерий блага вовсе не означает, будто человек должен предаваться любому виду удовольствия. Уже киренаик Аристипп говорил, что здесь необходим выбор и что для получения истинных наслаждений требуется благоразумие (<рртг\- clq). Еще в большей мере Эпикур считал благоразумие величайшим |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||