Предыдущая страница Следующая страница

Подобный метод исследования допускает не одно-единствен-
ное, а множество возможных и вероятных объяснений. Единствен-
ное условие, которое им ставится, - безусловная их естественность,
отсутствие сверхъестественных допущений и полная свобода от
противоречий с известными из опыта данными чувственного вос-
приятия. Говоря о методе исследования философов эпикурейской
школы, Эпикур пояснял Пифоклу: <Они [т. е. небесные явления]
допускают и несколько [более чем одну] причин возникновения
своего и несколько суждений о бытии своем [природе своей],
согласных с чувственными восприятиями> [33. 86]. В иных местах
Эпикур прямо отвергает попытки дать сложным и непонятным
явлениям, наблюдаемым в природе, одно-единственное объяснение:

<Но давать одно [единственное] объяснение этим явлениям - это
прилично только тем, кто хочет морочить толпу> [33. 114]. Множе-
ственность объяснений удовлетворяет не только теоретическую
любознательность, не только проливает свет на физическую картину
и физический механизм явлений. Она содействует главной задаче

II*                                                                      323

познания - освобождает душу от гнетущих ее тревог и страхов.
<Именно множественность объяснений необходима для рациональ-
ного мировоззрения, освобождающего душу от тревог> - так по-
ясняет мысль Эпикура в прекрасной статье о нем А.С. Ахманов [32.
Т. II. С. 510]. И он цитирует: <Нашей жизни нужны уже не
неразумная вера и необоснованные мнения, но то, чтобы жить нам
без тревоги. Итак, все [вся жизнь] происходит без потрясений по
отношению ко всему, что может быть объяснено различным образом
в согласии с видимыми явлениями, когда допускают, как и должно,
правдоподобные [убедительные] высказывания об этом. Но если
кто одно оставляет, а другое, в такой же степени согласное с
видимыми явлениями, отбрасывает, тот очевидно оставляет область
всякого научного исследования природы и спускается в области
мифов> [33. С. 87].

^_   ^         Теоретической основой физики Эпикура была
Этика Эпикура               тт
атомистика Демокрита и сенсуалистическая

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna