|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Подобный метод исследования допускает не одно-единствен- ное, а множество возможных и вероятных объяснений. Единствен- ное условие, которое им ставится, - безусловная их естественность, отсутствие сверхъестественных допущений и полная свобода от противоречий с известными из опыта данными чувственного вос- приятия. Говоря о методе исследования философов эпикурейской школы, Эпикур пояснял Пифоклу: <Они [т. е. небесные явления] допускают и несколько [более чем одну] причин возникновения своего и несколько суждений о бытии своем [природе своей], согласных с чувственными восприятиями> [33. 86]. В иных местах Эпикур прямо отвергает попытки дать сложным и непонятным явлениям, наблюдаемым в природе, одно-единственное объяснение: <Но давать одно [единственное] объяснение этим явлениям - это прилично только тем, кто хочет морочить толпу> [33. 114]. Множе- ственность объяснений удовлетворяет не только теоретическую любознательность, не только проливает свет на физическую картину и физический механизм явлений. Она содействует главной задаче II* 323 познания - освобождает душу от гнетущих ее тревог и страхов. <Именно множественность объяснений необходима для рациональ- ного мировоззрения, освобождающего душу от тревог> - так по- ясняет мысль Эпикура в прекрасной статье о нем А.С. Ахманов [32. Т. II. С. 510]. И он цитирует: <Нашей жизни нужны уже не неразумная вера и необоснованные мнения, но то, чтобы жить нам без тревоги. Итак, все [вся жизнь] происходит без потрясений по отношению ко всему, что может быть объяснено различным образом в согласии с видимыми явлениями, когда допускают, как и должно, правдоподобные [убедительные] высказывания об этом. Но если кто одно оставляет, а другое, в такой же степени согласное с видимыми явлениями, отбрасывает, тот очевидно оставляет область всякого научного исследования природы и спускается в области мифов> [33. С. 87]. ^_ ^ Теоретической основой физики Эпикура была Этика Эпикура тт атомистика Демокрита и сенсуалистическая |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||