Предыдущая страница Следующая страница

Гегель недооценил это учение Эпикура. Оно казалось ему
произвольным и ненужным, фантастическим вымыслом. Напротив,
Ленин показал, вопреки гегелевской презрительной оценке атоми-
стического учения Эпикура, что в этой парадоксальной теории
движения атомов Эпикур предвосхитил, как в замечательной догад-
ке, учение новейшей физики о криволинейном движении элемен-
тарных частиц вещества, например электронов [см. 24. С. 266].

В-третьих, Эпикур отклоняется от Демокрита и в важном воп-
росе о числе элементарных частей вещества. А именно, Демокрит
утверждал, что в природе число различных форм атомов так же
бесконечно, как бесконечно и число самих атомов. Напротив,
вопреки Демокриту, Эпикур утверждает, что в природе бесконечно
только число атомов каждой данной формы, число же самих форм
конечно.

Оригинальная общая черта, охватывающая всю физику и все
части физики Эпикура, - исключение каких бы то ни было гипо-
тез, догадок или объяснений, противоречащих причинности, сверх-
причинных, сверхприродных, основанных на допущении в природе
где бы то ни было и какой бы то ни было целесообразности, и
одновременное признание равной допустимости любых объяснений
одного и того же явления, лишь бы все эти объяснения и гипотезы
были естественными, причинными.

Взгляд этот не есть агностицизм. Он вызван у Эпикура созерца-
тельным характером его материализма, отсутствием возможности
применить к различным предположениям (или гипотезам) о при-
чинах одного и того же явления природы эксперимент, критерий
практики.

В итоге этика Эпикура оказалась учением, противостоящим
суеверию и всем верованиям, унижающим достоинство человека.
Для Эпикура критерий счастья (аналогичный критерию истины) -
чувство удовольствия. Благо -то, что порождает удовольствие, зло -
то, что порождает страдание. Разработке учения о пути, ведущем
человека к счастью, должно предшествовать устранение всего, что
стоит на этом пути. Главные препятствия к счастью: страх перед
вмешательством богов в человеческую жизнь, страх перед смертью
и страх перед загробным миром.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna