|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Главная страница Учение Эпикура доказывало неосновательность всех страхов. Боги не страшны, так как они не способны вмешиваться в челове- ческую жизнь: ни вредить, ни помогать. Боги живут не в нашем мире и не в других бесчисленных мирах, а в промежутках между мирами (в <метакосмиях>). Так как душа смертна и есть лишь временное соединение атомов, то проникнувшийся этой истиной философ освобождается от всех прочих страхов, препятствующих счастью. Невозможность бессмер- тия делает невозможным загробное существование, а смерть не страшна - ни ввиду предшествующих ей страданий, ни сама по себе. Предшествующие страдания прекращаются либо выздоровле- нием, либо смертью, смерть же не касается самой жизни как таковой, как Эпикур разъяснял в упомянутом выше письме Мене- кею, -смерть не имеет к нам никакого отношения. Освобождение души от гнетущих ее страхов открывает путь к счастью. Мудрец не тот, кто, подобно Аристиппу, хватает на лету наслаждение без оценки его и без мысли о его будущих последст- виях. Мудрец различает три вида удовольствий: 1) природные и необходимые для жизни; 2) природные, но для жизни не необхо- димые; 3) не природные и не необходимые для жизни. Мудрец стремится только к первым и воздерживается от всех остальных. Результат такого воздержания - полная невозмутимость, или без- мятежность (атосро^ш,), которая и есть счастье философа. Одно из условий счастья - уклонение от жизни на виду других. Жизнь философа - жизнь скрывающаяся. Ведь правило Эпикура - <живи незаметно>. Учение Эпикура было последней великой материалистической школой древнегреческой философии. Ее авторитет - теоретиче- ский и нравственный - был велик. Поздняя античность высоко почитала строй мыслей, характер и строгий, воздержанный, грани- чащий с аскетизмом образ жизни и поведения Эпикура. На них не могла бросить тень даже резкая и непримиримо враждебная поле- мика, которую против учения Эпикура всегда вели стоики. Эпику- реизм стоял непоколебимо под градом их нападений, а его учения строго сохранялись в их первоначальном содержании. Это была одна из самых ортодоксальных материалистических школ античности. Напротив, писатели Средневековья исказили благородный об- раз Эпикура. Они очернили его возвышенный нравственный облик, а весь последующий философский идеализм -вплоть до выступ- лений материалистов Ф. Бэкона и Гассенди - оклеветал и теоре- тическое содержание его учения. Учение Эпикура о справедливости связывает его этику с его учением о праве. В основе понятия о праве лежит у него понятие о пользе. Право есть система общепризнанных условных положений, определяющих и нормирующих общение между членами полити- ческой общины с целью общей пользы. Положительное содержание права в различных государствах различно. В разные времена оно оказывается различным и в одном и том же государстве. Со всем содержанием этих своих учений школа Эпикура переш- ла в 1 в. до н.э. из Греции на почву Рима. Здесь для распространения эпикуреизма огромную роль сыграла написанная на латинском языке поэма Тита Лукреция Кара <О природе вещей (De rerum natura)>. В ней Лукреций в блестящей поэтической форме восславил Эпикура и изложил основы его философии. Здесь же, в Риме, протекала ожесточенная борьба между эпикуреизмом и стоицизмом - второй великой материалистической школой эллинистического пе- риода. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||