Предыдущая страница Главная страница

Учение Эпикура доказывало неосновательность всех страхов.
Боги не страшны, так как они не способны вмешиваться в челове-

ческую жизнь: ни вредить, ни помогать. Боги живут не в нашем
мире и не в других бесчисленных мирах, а в промежутках между
мирами (в <метакосмиях>).

Так как душа смертна и есть лишь временное соединение атомов,
то проникнувшийся этой истиной философ освобождается от всех
прочих страхов, препятствующих счастью. Невозможность бессмер-
тия делает невозможным загробное существование, а смерть не
страшна - ни ввиду предшествующих ей страданий, ни сама по
себе. Предшествующие страдания прекращаются либо выздоровле-
нием, либо смертью, смерть же не касается самой жизни как
таковой, как Эпикур разъяснял в упомянутом выше письме Мене-
кею, -смерть не имеет к нам никакого отношения.

Освобождение души от гнетущих ее страхов открывает путь к
счастью. Мудрец не тот, кто, подобно Аристиппу, хватает на лету
наслаждение без оценки его и без мысли о его будущих последст-
виях. Мудрец различает три вида удовольствий: 1) природные и
необходимые для жизни; 2) природные, но для жизни не необхо-
димые; 3) не природные и не необходимые для жизни. Мудрец
стремится только к первым и воздерживается от всех остальных.
Результат такого воздержания - полная невозмутимость, или без-
мятежность (атосро^ш,), которая и есть счастье философа. Одно из
условий счастья - уклонение от жизни на виду других. Жизнь
философа - жизнь скрывающаяся. Ведь правило Эпикура - <живи
незаметно>.

Учение Эпикура было последней великой материалистической
школой древнегреческой философии. Ее авторитет - теоретиче-
ский и нравственный - был велик. Поздняя античность высоко
почитала строй мыслей, характер и строгий, воздержанный, грани-
чащий с аскетизмом образ жизни и поведения Эпикура. На них не
могла бросить тень даже резкая и непримиримо враждебная поле-
мика, которую против учения Эпикура всегда вели стоики. Эпику-
реизм стоял непоколебимо под градом их нападений, а его учения
строго сохранялись в их первоначальном содержании. Это была одна
из самых ортодоксальных материалистических школ античности.
Напротив, писатели Средневековья исказили благородный об-
раз Эпикура. Они очернили его возвышенный нравственный облик,
а весь последующий философский идеализм -вплоть до выступ-
лений материалистов Ф. Бэкона и Гассенди - оклеветал и теоре-
тическое содержание его учения.

Учение Эпикура о справедливости связывает его этику с его
учением о праве. В основе понятия о праве лежит у него понятие о
пользе. Право есть система общепризнанных условных положений,
определяющих и нормирующих общение между членами полити-
ческой общины с целью общей пользы. Положительное содержание

права в различных государствах различно. В разные времена оно
оказывается различным и в одном и том же государстве.

Со всем содержанием этих своих учений школа Эпикура переш-
ла в 1 в. до н.э. из Греции на почву Рима. Здесь для распространения
эпикуреизма огромную роль сыграла написанная на латинском
языке поэма Тита Лукреция Кара <О природе вещей (De rerum
natura)>. В ней Лукреций в блестящей поэтической форме восславил
Эпикура и изложил основы его философии. Здесь же, в Риме,
протекала ожесточенная борьба между эпикуреизмом и стоицизмом -
второй великой материалистической школой эллинистического пе-
риода.

Предыдущая страница Главная страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna