|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Однако существует и условие самой физики. T^* Это знание критерия истины и правил ее по- знания. Без этого знания невозможна ни разумная жизнь, ни разумная деятельность. Эпикур называет эту часть философии <каноникой> (от слова <канон>, <правило>). Канонике он посвятил особое сочинение, в котором указал критерии истины. Это 1) вос- приятия, 2) понятия (или общие представления) и 3) чувства. Восприятиями Эпикур называл чувственные восприятия пред- метов природы, а также образы фантазии. И те и другие возникают в нас вследствие проникновения в нас образов, или <видиков> (ei5(oXoc) вещей. По виду они подобны твердым телам, но далеко превосходят их по тонкости [см. 33. 46а-48]. Образы эти истекают, или отслаиваются, от вещей. Здесь возможны два случая. В первом случае образы отслаиваются в определенной устойчивой последо- вательности и сохраняют тот порядок и то положение, какое они имели в твердых телах, от которых они отделились. Эти образы проникают в органы наших чувств, и в таком случае возникает чувственное восприятие в собственном значении слова. Во втором случае образы носятся в воздухе изолированно, наподобие паутины, а затем проникают в нас, но уже не в органы чувств, а в поры нашего тела. Если при этом они переплетаются, то в результате таких восприятий в сознании возникают единичные представления вещей ((pocvTocSlocl). <И всякое представление, которое мы получаем, схва- тывая умом или органами чувств, -пояснял Эпикур Геродоту (50), - представление о форме либо о существенных свойствах, это [представление] есть форма [или свойства] плотного предмета, представление, возникающее вследствие последовательного повто- рения образа или остатка образа [впечатления, составленного об- разом]>. Понятия, или, по сути дела, общие представления ( лpo'k.r\\^n.c, - термин, впервые введенный Эпикуром), возникают на основе еди- ничных представлений. Их нельзя отождествлять ни с логическими, ни с врожденными представлениями. Понимание яро^г)^^ в смысле <врожденных представлений> несовместимо с сенсуалистической основой теории познания Эпикура. Это видно из слов Эпикура в письме его к Геродоту (49): <Только тогда, когда нечто приходит к нам от внешних предметов, мы видим их формы и мыслим о них>. Там, где речь идет о познании природы, npo'k r}\^^ ^.c, означало у Эпикура общее представление, образующееся посредством сохра- нения в сознании общих черт единичных представлений. В согласии с этим Диоген Лаэртский в своей <Жизни Эпикура> (X. 33) сооб- щает, что, по Эпикуру, про^цис, возникает как воспоминание о том, что часто являлось извне (^vn^nv той яо^оскк; e^m9ev (pocvevToq). |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||