|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Будучи очевидным, восприятие, так же как и общее представ- ление , всегда истинно и всегда верно отражает действительность. Даже образы фантазии, или фантастические представления ((раутостси), этому не противоречат, и они отражают действительность, хотя не ту, какую отражают восприятия наших органов чувств. Поэтому именно чувственные восприятия и основанные на них общие представления оказываются, в конечном счете, критериями знания: <Если ты борешься со всеми чувственными восприятиями, то у тебя не будет ничего, на что можно бы было сделать ссылку, при суждении о тех из них, которые, по твоим словам, лживы> [33. XXIII]. Заблуждение (или ложь) возникает вследствие суждения, или мнения, которое утверждает что-либо как действительность, при- надлежащую якобы самому восприятию (в собственном смысле слова), хотя это на деле не подтверждается восприятием или опровергается другими положениями. Согласно мнению Эпикура, источник такого заблуждения, или ошибки, в том, что мы относим в нашем суждении наше представление не к той действительности, с которой оно связано на самом деле в нашем восприятии, а к какой-либо другой. Так происходит, например, когда мы относим фантастическое представление кентавра, возникшее вследствие со- четания или переплетения образов человека и коня, к действитель- ности, воспринимаемой органами наших чувств, а не к образу, или <видику> (эйдосу), проникшему в поры <нашего тела и сплетенному из частей коня и человека>. <Ложь и ошибка, - поясняет Эпикур, - всегда лежат в прибавлениях, делаемых мыслью [чувственному восприятию] относительно того, что ожидает подтверждения или неопровержения, но что затем не подтверждается [или опроверга- ется]> (Письмо к Геродоту. 50). Там же (Письмо... 51) Эпикур в дальнейшем разъясняет: <С другой стороны, не существовало бы ошибки, если бы мы не получали в себе еще другого какого-либо движения, хотя и связанного [с деятельностью представления], но имеющего отличия. Благодаря этому [движению], если оно не подтверждается или опровергается, возникает ложь, а если подтвер- ждается или не опровергается, [возникает] истина>. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||