|
|
|
---|---|---|
|
||
Главная страница Следующая страница VIII. МАТЕРИАЛИЗМ В ДРЕВНЕМ РИМЕ. ЛУКРЕЦИЙ КАР Эпикуреизм рано проник на почву Рима - уже во II в. до н.э., а в 1 в. до н.э. в окрестностях Неаполя возникла эпикурейская школа Сирона и Филодема. Особо важное значение получила в ней деятельность Филодема (110-39). Он был учеником Зенона из Сидона, которого называли <корифеем эпикурейцев>. В Италию Филодем приехал около 80 г. до н.э. и познакомился здесь с известным римским меценатом Пизоном. В имении Пизона вблизи Неаполя возникла римская эпикурейская школа, а ее руководителем здесь стал Филодем. В поместье Филодема происходили встречи и дискуссии, собирался цвет образованного римского общества, его творческая элита. В ближайших отношениях со школой находились великие римские поэты Вергилий и Гораций. Филодем написал здесь многочисленные произведения по логике, истории, филосо- фии, эстетике, литературной критике и политике. В эпоху упадка республиканских учреждений Рима неаполитан- ская школа эпикуреизма была главным центром культуры и про- свещения в Италии. Члены школы развили блестящую литературную деятельность. Из пепелища Геркуланской библиоте- ки, засыпанной пеплом во время знаменитого извержения Везувия в 79 г. н.э., извлечено больше 30 более или менее уцелевших работ Филодема, в том числе замечательный трактат об индукции. В этом трактате Филодем оспаривал мнение стоиков, которые утверждали, будто индуктивный вывод правомерен только при условии, если он опирается на априорные достоверные предпосылки. Вразрез с учением стоиков Филодем выдвигает роль аналогии, основываю- щейся на сходстве явного с неявным. Так, установив посредством индуктивных рассуждений и умозаключений постоянные и необ- ходимые условия движения тел -в пределах наших наблюдений, - мы заключаем по аналогии, что не только в наблюдавшихся нами до сих пор случаях, но и вообще все предметы движутся при наличии именно этих условий и что общим условием движения является существование, кроме самих тел, пустоты. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||