|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Развивая спор со стоиками, Филодем доказывал, что в основе всякого вывода лежит метод умозаключений по сходству и что самый вывод возможен только при отсутствии фактов, противоре- чащих фактам и наблюдениям, на которые опирается индукция. Для Филодема характерна та убежденность и сознательность, с какой он свою полемику против стоиков связывает с борьбой двух мировоззрений: материалистического и идеалистического. Высшим, талантливейшим и наиболее ориги- Лукреций Кар нальным философским произведением рим- ского материалистического эпикуреизма оказалась всемирно знаменитая философская поэма Лукреция Кара (начало 1 -середина 1 в. до н.э.) <О природе вещей>. Уроженец Рима, Лукреций жил в бурное и трудное для римского общества время. Крупнейшими из современных ему событий были: кровавая диктатура вождя реакционной римской знати Люция Корнелия Суллы; борьба Суллы с Марием; разгром класса всадников; восста- ние римских рабов, возглавленное Спартаком (73-71), и его тра- гическое поражение; новое усиление торгово-ростовщических групп; усиление политики внешних завоеваний; политическое вы- движение и возвышение Помпея, Красса и Юлия Цезаря; восстание Катилины, охватившее не только последователей Суллы, но и круги разоренного крестьянства; триумвират Цезаря, Помпея и Красса. Во всех этих быстро следовавших одно за другим событиях сконцентрировались все классовые противоречия эпохи: основной антагонизм между рабами и свободными; противоречие между мелкими крестьянами и крупными и крупнейшими землевладель- цами; наконец, противоречие внутри класса рабовладельцев - борьба нобилитета (старой родовой знати) с торгово-ростовщиче- ской группировкой. . В эту эпоху беспощадной классовой борьбы, гражданских войн, восстаний, проскрипций и казней в Риме вырос и возмужал огром- ный поэтический и философский талант Лукреция. Поэма Лукреция одновременно и принадлежит традиции и оригинальна; она - и произведение философской (и научной) мысли и в то же время творение мощного и самобытного поэтиче- ского дарования. Лукреций не только мыслит о явлениях и о причинах явлений природы как подлинный философ, но и видит их глазами поэта. Его воображение и ум питаются не только аргументами Эпикура, Эмпедокла, но и образами фантазии Гомера и Энния. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||