Предыдущая страница Главная страница

Ничто не родится из ничего, но все вещи должны иметь семена,
из которых они могли бы возникнуть. Семена эти должны быть
вечны. Если бы они были разрушимы, то за период, прошедший до
настоящего времени, вся материя была бы давно уже исчерпана и
истреблена бесконечными днями времен.

Но если первоначальные тельца все вечны, то все сложные тела,
составленные из них, необходимо подлежат каждое в свое время
гибели, распадению и уничтожению. Гибель эта не есть уничтоже-
ние самой материи, а лишь разложение сложного на его простейшие
элементы, возвращение этих элементов в единый, общий вечный
круговорот элементов и веществ природы. Гибнут бесчисленные
миры, которые обнимает в себе бесконечная вселенная, гибнут тела
живых существ, гибнут и их души.

Душа, так же как и тело, телесна, состоит из атомов. В отличие
от обычных атомов, образующих тело, атомы души-наиболее
мелкие, круглые, гладкие, подвижные. Сцепление этих атомов
существует лишь до того момента, пока существует связь атомов
тела. Со смертью человека разлетаются, рассеиваются также и атомы
души. Вслед за Эпикуром Лукреций утверждает, что невозможно не
только загробное существование души, но и никакое вообще отно-
шение между жизнью и смертью. Жизнь и смерть никогда не могут
встретиться, не могут <коснуться> друг друга. Пока мы живы, смерть
не страшна нам, ее нет для нас. Пришла смерть - нас уже нет, нет
самой души и, стало быть, невозможно и чувство страха смерти.

Чтобы доказать эти положения, Лукрецию понадобилось под-
робно изложить и развить все учение эпикуровского материализма.
Это была трудная задача. В латинском языке того времени не была
еще выработана философская терминология, необходимая для точ-
ной передачи понятий и учений материалистической космологии,
физики, теории познания и психологии Эпикура. Лукреций выпол-
нил эту задачу средствами не философской прозы, а поэзии.
Абстракции философского мышления он превратил в образы, в
видение художника. Так, добытая у Демокрита философским мыш-
лением и анализом догадка о недоступности атомов прямому чув-
ственному восприятию, догадка о потоках движущихся в пустом
пространстве атомов превращается у Лукреция в образ пылинок,
обычно невидимых, но сияющих, дрожащих, движущихся, колеб-
лющихся в столбах лучей освещающего их Солнца. В другом месте
та же мысль - о недоступности отдельных атомов чувственному
зрению - поясняется великолепным описанием зрительных иллю-
зий, необходимо возникающих у наблюдателя, который следит на
большом расстоянии за движением большого стада по склону горы
или за битвой двух войск на равнине.

Восторженный почитатель Эпикура и его учения о природе,
Лукреций самостоятелен во взглядах на общественную жизнь. Для
Эпикура цель жизни состояла в уходе от государственно-политиче-
ской деятельности, в <незаметном> личном существовании. Напро-
тив, Лукреций откликается на события бурной современной ему
общественно-политической жизни. Он ценит безопасность и покой
человека, наблюдающего тревоги и опасности этой жизни издалека,
но взгляд Лукреция на них - не взгляд равнодушного и безразлич-
ного наблюдателя. Он осуждает явления нравственной порчи в
знатном римском обществе.

Поэма Лукреция произвела сильное впечатление не только как
высокоталантливое произведение искусства. Она стала мощным
ферментом развивающейся в Риме философской мысли. Ее дейст-
вие было глубоко оптимистичным. Если для достижения искомого
успокоения человека и невозмутимой ясности и безмятежности духа
Лукрецию понадобилось предварительное доказательство безуслов-
ной смертности души, то для доказательства этой ее смертности
ему, в свою очередь, понадобилось доказательство вечности мате-
риальных элементов мира и неистребимости жизни в целом, в
совокупности материальных элементов, называемой вселенной.

Серьезным противником эпикуреизма явилось течений стоициз-
ма, название которого (от слова еттоос-проход с колоннами,
портик, зал) возникло по случайному поводу. Как и эпикуреизм,
стоическое мировоззрение впоследствии было перенесено на рим-
скую почву.

Предыдущая страница Главная страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna