Предыдущая страница Следующая страница

Было уже указано, как велика роль Лукреция в современном
ему просвещении римского (да и не только римского) общества.
Однако интерес к нахождению самой истины постоянно увлекает
Лукреция далеко за границы того, что могло бы показаться доста-
точным с точки зрения одного лишь просвещения. Поэма Лукреция
оказалась поэтому изложением всей философии современного (эпи-
куровского) материализма, - учения о природе, учения о человеке
и, наконец, этики. При этом учение о природе оказалось одной из
наиболее разработанных и лучших по исполнению сторон поэмы.
Задуманное для освобождения человечества от кошмара религиоз-
ных страхов и представлений, произведение Лукреция превратилось
в своеобразную поэтическую энциклопедию атомистического ма-
териализма.

В ней излагается учение о физических элементах бытия и их
движениях, материалистическая космология и космогония, история
культуры, материалистическая антропология и материалистическая
психология.

Две идеи Лукреций считает особенно важными, освобождаю-
щими человеческую душу от гнета устрашающих ее призраков: 1)
мысль о смертности человеческой души и 2) мысль о неспособности
богов влиять на человеческую жизнь. Лукреций не отрицает нацело
существование богов. Следуя Эпикуру во всем существенном, он
отводит богам в качестве их местопребывания пустые промежутки
между мирами. Там, в этих <междумириях (intemiundia)>, вдали от
потока событий нашей жизни, боги ведут блаженное, ничем не
возмущаемое, безмятежное существование. По отношению к ми-
рам, между которыми они пребывают, боги бессильны. Лукреций
отказывает им в способности влияния и действия. Они не могут ни
помогать, ни вредить, ни угрожать, ни манить обещаниями своего
покровительства. Природа возникла не творческим действием богов

и, возникнув, управляется не их державной волей. В природе нет
ничего сверхъестественного. Все миры возникают из движения
потоков или вихрей бесчисленных, невидимых чувственным зрени-
ем и неосязаемых частиц вещества. Эти частицы - первоначала,
или <семена>, всех вещей. Из них составляются все тела и все души,
все миры и все порождения природы. Все они возникают согласно
естественной необходимости. Существуют только первичные тела,
их соединения и движения и пустота, в которой они движутся. Эти
первичные простые тельца вечны и неразрушимы, но все, что из
них складывается, обладает смертной и преходящей природой.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna