|
|
|
---|---|---|
|
||
Главная страница Следующая страница IX. ГРЕЧЕСКИЙ СТОИЦИЗМ Противоборство между стоицизмом и эпикуреизмом состояло в том, что эпикуреизм основывался на материалистическом атомизме Демокрита, а стоицизм возвратился к материалистическому учению Гераклита, усилив в нем черты материалистического гилозоизма. Одновременно стоицизм обрабатывает в духе натурализма гносео- логические основы кинической этики, связав ее с этическими учениями Полемона. Тем самым материализм стоиков сблизился с пантеизмом. После смерти основателя стоической школы Зенона из Катиона (336-264) щколой руководил - в строго ортодоксальном духе его учения - Клеанф (264-232), а затем Аристон из Хиоса, под руководством которого в школе вновь усилился элемент кини- ческой этики. При нем стоицизму пришлось отражать нападки Аркесилая, который ввел в это время идеи скептицизма в Академию и оказал влияние на Стою. Влияние стоицизма сильно возросло при Хрисиппе из Сол в Киликии, руководителе школы в 232-204 гг. до н.э. При нем стоицизм одерживает победу над скептиками из Академии, наносит удары, направленные против догматической гносеологии. Успеху Хрисиппа в полемике особенно содействовали искусно практиковавшиеся им логические методы, в том числе методы точного определения понятий. В формах, выработанных Хрисиппом, стоицизм во II в. до н.э. проникает в Рим. В импера- торский период истории Рима в развитии стоицизма выделилось популярное направление, виднейшими деятелями которого стали в 1 в. писатель и драматург Люций Анней Сенека, а во II в. - Эпиктет и император Марк Аврелий. Другой направление - ученое и ком- ментаторское - вернулось к строго ортодоксальному учению Хри- сиппа. Из него вышли Корнут и Гиерокл. Физика стоиков возникла из сочетания физики Аристотеля, в частности учения о форме и материи, с некоторыми чертами учения Гераклита. У Аристотеля связь и соотносительность формы и материи прекращалась у границы, отделяющей мировой шар от <неподвижного перводвигателя>, или от бога, который уже не есть единство материй и формы, а только форма без материи, или чистая действительность, мышление о мышлении. Напротив, у стоиков мир целиком есть единое тело. Но это тело - живое и расчлененное, насквозь пронизанное одушевляющим его телесным дыханием (<пневмой>). Учение это не было вполне последовательным мате- риализмом, в него вторгались элементы идеализма и религии, в дальнейшем развитии все усиливавшиеся. Единый мир одновре- менно был и телесным и наделялся божественными свойствами, отождествлялся с богом. Учение о строжайшей необходимости, по которой все происходит в мире, сочеталось с учением о совершен- стве и целесообразности мира, в котором все его части, все тела и все существа зависят от целого, определяются целым и совершен- ством этого целого. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||