|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Учение это не могло сосуществовать с эпикуреизмом. Оно вступило в ожесточенную борьбу с гораздо более последовательным материалистическим учением Эпикура. Множеству атомов Эпикура стоики противопоставили учение о строжайшем единстве мира, учению о реальности пустоты - учение о сплошной заполненности мирового шара телами и пронизывающей тела пневмой, учению о бесчисленном множестве миров - учение об одном-единственном мире, отрицанию в мире какой бы то ни было целесообразности - убеждение в том, что все вещи и все части мира свидетельствуют о целевом плане и целевом начале, действующем в мире, атеизму эпикурейцев -учение о божественности мира, -пневмы, прони- зывающей мир, и разума, обнаруживающегося в мире. От Гераклита стоики почерпнули мысль о происхождении мира из огня и о периодически повторяющемся возвращении мира в огонь, о вос- пламенении, а также учение о мироправящем Логосе, или законе. 12в.ФА^1^ 337 Этот закон есть всеобщий Логос, определяющий все происходящее; в отдельных телах он проявляется как их особые законы. В этике противоположность и антагонизм, борьба между сто- ицизмом и эпикуреизмом с не меньшей силой сказались в вопросе о понимании свободы и о высшей задаче человеческой жизни. Вся физика и этика эпикурейцев пронизаны пафосом свободы, стре- мятся вырвать человека из железных оков необходимости. Напро- тив, для стоиков необходимость (<судьба>, <рок>) непреложна, а свобода в смысле Эпикура - как уклонение и избавление от необ- ходимости - невозможна. Действия людей отличаются не по тому, свободно или не свободно они совершаются (все они происходят и могут происходить только по необходимости), а лишь по тому, каким образом - добровольно или по принуждению - сбывается и исполняется неотвратимая во всех случаях и безусловно предна- значенная нам необходимость. Судьба <ведет> того, кто добровольно и беспечально ей повинуется, и <насильно влечет>, <тащит> того, кто неразумно или безрассудно ей противится. Мудрец стремится вести жизнь, согласную с природой, и для этого руководится разумом. Настроение, в котором он живет, есть резиньяция, сми- рение, покорность неотвратимому. Разумная и согласующаяся с природой жизнь есть жизнь добродетельная, а добродетель дает безмятежность существования (<атараксия>), которая и есть высшая цель жизни. Согласие с разумом и добродетель поддерживаются постоянным упражнением в добродетели и господством над стра- стями. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||