Предыдущая страница Следующая страница

Свобода      Для разрешения противоречия между роком и

свободой воли стоики опираются на различие
видов движения. Именно видами движения высшие существа отли-
чаются от низших. Неорганическое тело может получить импульс
к движению только от другого движущегося тела. Растение движется
и раскрывается изнутри наружу и перерабатывает в соответствии со
своей природой пищу, притекающую извне. У животного причина
движения внутренняя, психического характера. У него возникает
представление, что может быть достигнуто нечто, соответствующее
его собственной природе. Такое представление возбуждает в живо-
тном влечение. Возникшее влечение имеет следствием какое-нибудь
действие тела, направленное к получению предмета, соответствую-
щего природе животного. Такое действие находится во власти
животного и в этом смысле совершается свободно. Но в то же время
оно происходит необходимо. Представление дано животному без
всякого содействия извне, но способ, каким животное отвечает или
отзывается на это представление, обусловлен природой самого
животного. Таким образом, условием возникновения действия ока-
зывается встреча двух причин: внешней и внутренней. Из них
решающая -внутренняя, внешняя дает только повод. Внутренняя
причина -и только она одна -возбуждает влечение, связанное с
согласием. Действие, мыслившееся до того лишь как возможное,
она превращает в действительное. На каждое определенное пред-
ставление животное отвечает определенным влечением в силу своей
природной организации, которая причинно обусловлена как одно
из звеньев мирового процесса. Свобода для животного возможна,
но она возможна вовсе не потому, что действия его изъяты из
мирового причинного процесса. Она возможна для него потому,
что оно соглашается на действие по собственной воле, исходит из
собственной склонности, из собственного побуждения. В отличие
от животного, в человеке к представлению и к влечению присое-
диняется как элемент, обусловливающий действие, разумное ло-
гическое мышление. Как существо разумное, человек не всегда
может согласиться с представлением, что ему надлежит совершить
предлагаемое обстоятельствами действие. Он совершает его только
тогда, когда признает его представление каталептическим. В основе
практической свободы человека лежит свобода теоретическая, ко-
торая открывает возможность отклонять заблуждение, не позволяет
согласиться с ним. Только когда в основе влечения лежит разумное
согласие и разум признает нечто достойным стремления, влечение
становится разумной волей. В том случае внутренний решающий
фактор души руководствуется необходимостью уже не природы, а
разума. В человеке таится возможность стать из животного существа,
каким он рождается на свет, существом разумным.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna