Предыдущая страница Следующая страница

которая имеет различные степени чистоты и силы. В мире неорга-
ническом она действует как слепая необходимость и причинность;
в растительном мире-как еще слепая, но уже целесообразно
действующая из центра к периферии формирующая сила природы;
в мире животном - как душа, слепая к понятиям ума, не целесо-
образно желающая и действующая по представлениям; наконец, в
человеке она впервые начинает логически действовать как душа,
разумно познающая и желающая разумного. Взгляд на божествен-
ную <пневму> как на существо единое во всех своих многообразных
проявлениях дал Хрисиппу основание утверждать, что все проис-
ходящее согласно року происходит одновременно и согласно про-
видению. Однако это представление окажется ошибочным, если
учесть, что <пневма> в различных областях действует различными
способами. Поэтому между роком и провидением стоики помещают
посредствующее понятие природы (q)um(;). У него есть общий при-
знак с фатумом - недостаток сознательной разумности - и общий
с провидением - целесообразность.

Теодицеей называется философское оправда-
Теодицея         r                ^           тт
ние бога за зло, существующее в мире. Наличие

в мире зла, а в природе явлений, несовместимых с целесообразно-
стью, Клеанф объясняет, приписывая их фатуму, не руководимому
провидением, а предоставленному самому себе. Иной взгляд у
Хрисиппа. Он не допускает, чтобы зло могло войти в мир вопреки
воле провидения. Однако Хрисипп в этом вопросе колеблется.
Некоторые явления, для нас нежелательные и, с нашей точки
зрения, представляющиеся как зло, совершенно необходимы как
следствие при достижении целей природы. К тому же зло физическое
собственно даже не есть и зло: оно не может отнять у человека
счастье. Стало быть, задачей остается только согласовать с прови-
дением зло нравственное. Но нравственное добро и нравственное
зло соотносительны: без зла не могло бы существовать и добро, так
что зло является совершенно необходимой частью божественного
плана вселенной. И добро и нравственное зло одинаково таятся в
организации существа, наделенного разумом и волей. Цель творе-
ния - вызвать к жизни такие существа, в бесчисленных формах
которых отражается подобие их творца. Но отражать его они могут
лишь при условии, если они получат свободу либо жить сообразно
с разумом, либо не жить сообразно с ним. Их задача состоит в том,
чтобы содействовать богу в осуществлении в целом космосе разум-
ности. Часть их не выполняет своей задачи, и, с точки зрения данной
задачи, это есть бесспорное зло, но вовсе не зло с точки зрения
целого. Как нельзя считать злом с точки зрения целого тот факт,
что рядом с человеком существуют животные и растения, так нельзя
считать злом и то, что существуют дурные и неразумные люди. Кто
добровольно не хочет сотрудничать в божьей работе, того влечет к
тому против его воли необходимость и делает орудием божественных
целей.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna