|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница которая имеет различные степени чистоты и силы. В мире неорга- ническом она действует как слепая необходимость и причинность; в растительном мире-как еще слепая, но уже целесообразно действующая из центра к периферии формирующая сила природы; в мире животном - как душа, слепая к понятиям ума, не целесо- образно желающая и действующая по представлениям; наконец, в человеке она впервые начинает логически действовать как душа, разумно познающая и желающая разумного. Взгляд на божествен- ную <пневму> как на существо единое во всех своих многообразных проявлениях дал Хрисиппу основание утверждать, что все проис- ходящее согласно року происходит одновременно и согласно про- видению. Однако это представление окажется ошибочным, если учесть, что <пневма> в различных областях действует различными способами. Поэтому между роком и провидением стоики помещают посредствующее понятие природы (q)um(;). У него есть общий при- знак с фатумом - недостаток сознательной разумности - и общий с провидением - целесообразность. Теодицеей называется философское оправда- Теодицея r ^ тт ние бога за зло, существующее в мире. Наличие в мире зла, а в природе явлений, несовместимых с целесообразно- стью, Клеанф объясняет, приписывая их фатуму, не руководимому провидением, а предоставленному самому себе. Иной взгляд у Хрисиппа. Он не допускает, чтобы зло могло войти в мир вопреки воле провидения. Однако Хрисипп в этом вопросе колеблется. Некоторые явления, для нас нежелательные и, с нашей точки зрения, представляющиеся как зло, совершенно необходимы как следствие при достижении целей природы. К тому же зло физическое собственно даже не есть и зло: оно не может отнять у человека счастье. Стало быть, задачей остается только согласовать с прови- дением зло нравственное. Но нравственное добро и нравственное зло соотносительны: без зла не могло бы существовать и добро, так что зло является совершенно необходимой частью божественного плана вселенной. И добро и нравственное зло одинаково таятся в организации существа, наделенного разумом и волей. Цель творе- ния - вызвать к жизни такие существа, в бесчисленных формах которых отражается подобие их творца. Но отражать его они могут лишь при условии, если они получат свободу либо жить сообразно с разумом, либо не жить сообразно с ним. Их задача состоит в том, чтобы содействовать богу в осуществлении в целом космосе разум- ности. Часть их не выполняет своей задачи, и, с точки зрения данной задачи, это есть бесспорное зло, но вовсе не зло с точки зрения целого. Как нельзя считать злом с точки зрения целого тот факт, что рядом с человеком существуют животные и растения, так нельзя считать злом и то, что существуют дурные и неразумные люди. Кто добровольно не хочет сотрудничать в божьей работе, того влечет к тому против его воли необходимость и делает орудием божественных целей. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||