Предыдущая страница Следующая страница

<пневма>, которая проникает все его части так, как душа проникает
тело. Воззрение стоиков на космос - пантеистическое и гилозо-
истическое. Космос - существо живое и разумное. В вечно повто-
ряющемся процессе он происходит из первоогня, живет, вновь
обращается в огонь и вновь из него возникает. Если бы внутри
космоса существовала пустота, то единство мира, составляющее его
основную черту, было бы разрушено. В жизни космоса бесконечно
чередуются периоды, когда единство мира развертывается в мно-
гообразие различных существ (диакосмезис), и периоды, когда все
их различия исчезают в безраздельном единстве единой божествен-
ной субстанции. В этой космологии - в ее учениях о <воспламе-
нении> мира (еклиртстк;) и о его <возрождении> (7ioc^iyyevECTia) -
стоики опираются на космологию Гераклига. Цель, ради которой
божественная субстанция переходит в стадию диакосмезиса, -

рождение разумных существ. Мир создан для людей и для богов. В
диакосмезисе божество разделяется на множество отдельных боже-
ственных личностей. Вся же совокупность разумных существ, для
которых создан весь мир как их общее жилище, образует единую
общину. Эта община - первообраз всех земных общин. В нее имеет
доступ каждый человек, но только мудрец - ее полноправный
гражданин. Стать гражданином во вселенском царстве разума -
цель человека.

Человек состоит из тела и души. Душа -тоже тело, но тело
<пневматическое>, ему свойственно тоническое движение. Душа
состоит из пяти органов чувств, органа речи, органа воспроизведе-
ния и руководящей части ('nys)J.oviK(w). Все части исходят - в виде
потоков <пневмы> - из'пуецоу1коу. Место нахождения этой
части - сердце. Оно - носитель духовных функций: представле-
ния, суждения и умозаключения, чувствования и хотения. Посред-
ством восприятий, полученных из органов чувств, в душе
постепенно возникает комплекс понятий, или логос. Душа, перво-
начально животная, становится в процессе развития и через него
разумной душой человека. После того как душа отделится от тела,
последующее ее существование зависит от степени тонуса, которой
она достигла во время своего пребывания в теле. Души доброде-
тельных людей могут существовать долгое время после того, как
они покинут свое тело, и могут жить в таком состоянии в виде
демонов. Однако и добродетельная душа не может существовать
вечно: при мировом пожаре она необходимо возвращается в боже-
ственную субстанцию. В стадии палингенесии все мировое развитие
повторяется в совершенно точном прежнем виде. Это <вечный
возврат>, и в нем все человеческие души вновь вступают в поток
прежнего' существования. Но при этом они уже не помнят ничего
из предшествующей жизни, так как мировой пожар прервал их
индивидуальное существование.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna