|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница <пневма>, которая проникает все его части так, как душа проникает тело. Воззрение стоиков на космос - пантеистическое и гилозо- истическое. Космос - существо живое и разумное. В вечно повто- ряющемся процессе он происходит из первоогня, живет, вновь обращается в огонь и вновь из него возникает. Если бы внутри космоса существовала пустота, то единство мира, составляющее его основную черту, было бы разрушено. В жизни космоса бесконечно чередуются периоды, когда единство мира развертывается в мно- гообразие различных существ (диакосмезис), и периоды, когда все их различия исчезают в безраздельном единстве единой божествен- ной субстанции. В этой космологии - в ее учениях о <воспламе- нении> мира (еклиртстк;) и о его <возрождении> (7ioc^iyyevECTia) - стоики опираются на космологию Гераклига. Цель, ради которой божественная субстанция переходит в стадию диакосмезиса, - рождение разумных существ. Мир создан для людей и для богов. В диакосмезисе божество разделяется на множество отдельных боже- ственных личностей. Вся же совокупность разумных существ, для которых создан весь мир как их общее жилище, образует единую общину. Эта община - первообраз всех земных общин. В нее имеет доступ каждый человек, но только мудрец - ее полноправный гражданин. Стать гражданином во вселенском царстве разума - цель человека. Человек состоит из тела и души. Душа -тоже тело, но тело <пневматическое>, ему свойственно тоническое движение. Душа состоит из пяти органов чувств, органа речи, органа воспроизведе- ния и руководящей части ('nys)J.oviK(w). Все части исходят - в виде потоков <пневмы> - из'пуецоу1коу. Место нахождения этой части - сердце. Оно - носитель духовных функций: представле- ния, суждения и умозаключения, чувствования и хотения. Посред- ством восприятий, полученных из органов чувств, в душе постепенно возникает комплекс понятий, или логос. Душа, перво- начально животная, становится в процессе развития и через него разумной душой человека. После того как душа отделится от тела, последующее ее существование зависит от степени тонуса, которой она достигла во время своего пребывания в теле. Души доброде- тельных людей могут существовать долгое время после того, как они покинут свое тело, и могут жить в таком состоянии в виде демонов. Однако и добродетельная душа не может существовать вечно: при мировом пожаре она необходимо возвращается в боже- ственную субстанцию. В стадии палингенесии все мировое развитие повторяется в совершенно точном прежнем виде. Это <вечный возврат>, и в нем все человеческие души вновь вступают в поток прежнего' существования. Но при этом они уже не помнят ничего из предшествующей жизни, так как мировой пожар прервал их индивидуальное существование. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||