|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Стоицизм возник, как и скептицизм и эпику- реизм, в эпоху, когда главной частью и главное задачей философии становится не теоретическое исследование, не учение о бытии, не космология, не учение о познании, а исследо- вание вопросов этики. Высшей целью всякого человеческого дей- ствования и стремления стоики считают счастье. Но целью этой еще не определяется содержание этического учения. По учению Зенона, основателя школы, счастье и цель всех наших действований и хотений - в <согласованной> жизни. Под такой жизнью Зенон понимал логическую согласованность человеческих мыслей друг с другом, а также согласованность нашего чувствования и хотения с этими мыслями. Клеанф пытался разъяснить, что высшее благо - это жизнь, <согласная с природой>, однако понятие блага не стало у него от этого более ясным, так как оставалось решить, о какой природе должна идти речь - о вселенской или о природе одного лишь человека. Хрисипп полагал, что под природой в этом случае необходимо понимать и вселенную, и человека, так как природа человека та же, что и вселенной. Закон, который правит миром и предписывает каждому отдель- ному существу должный образ действия и поведения, есть логос. Развитый разум человека тождествен с разумом божественным, а согласованная с природой жизнь - в том, что человек живет со- гласно божественному мировому закону. Высшее человеческое счастье - жизнь, согласная с природой человека. Но истинную свою природу человек обретает только с развитием задатков, данных ему его природой. Только при условии этого развития человек становится в действительности тем, чем при рождении он был только в возможности. Поэтому истинная природа человека - лишь идеал, к достижению которого человека направляют его задатки. Развитие человека, достигшее совершенства, есть добро- детель, а жизнь, согласная с природой, -добродетельная жизнь. Счастливая жизнь - это и есть добродетельная жизнь, и человек должен стремиться к добродетели не ради последствий, которые ему сулит обладание добродетелью, а только ради нее самой. Чтобы быть счастливым, достаточно одного обладания добродетелью. Доб- родетель -искусство правильной жизни, она принадлежит к тем искусствам, цель которых не в их произведениях и не в их резуль- татах, а в правильности самой их действительности. Высшая цель жизни -проявление такой деятельности. Эта конечная, или вы- сшая, цель должна совпадать в человеке с первичным природным его влечением. Первичное природное влечение не может заблуж- даться и обманывать человека. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||