|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Ввиду тесной связи между суждениями о добре и зле и движе- нием воли стоики считала чрезвычайно важным исправление рас- пространенных неправильных мнений о добром и злом. Главным источником пороков и бедствий человека стоики считали аффекты, под которыми понимали чрезмерное влечение, переходящее меру, или влечение, не подчиняющееся логосу. Хри- сипп сравнивает аффект с бегом, который бегущий не может прекратить сразу, даже когда он видит, что он уже достиг своей цели. В этом случае движение тела заставляет бегущего <проско- чить> или <пронестись> за цель, поставленную влечением. И точно так же само влечение может проскочить или пронестись за пределы, поставленные логосом. Не всякое ложное мнение будет аффектом, а только связанное с сильным влечением. Впрочем, утверждения стоиков об отношении аффектов к заблуждениям противоречивы: порой аффект рассмат- ривается у них как причина заблуждения, порой заблуждение - как причина аффекта. Основных аффектов четыре. Из них два относятся к настоящему, это печаль и удовольствие. Другие два - к будущему, это страстное хотение и страх. Каждому из основных аффектов подчиняются специальные формы. Первичные аффекты - страстное хотение и страх. Удовольствие приходит, только когда мы достигли, чего хотели, или избежали, чего страшились. Печаль возникает, когда мы не достигли того, к чему страстно стремились, или подверглись тому, чего опасались. Из аффектов - единичных душевных состояний - возникают привычные душевные состояния - болезни или бессилие души. Следует отличать подверженность болезни от самой болезни. При подверженности болезни имеется только известное предрасположе- ние, благодаря которому душа легко впадает во власть аффектов. В отличие от предрасположения болезнь состоит во мнении и направ- лении воли, уже прочно укоренившихся, ставших привычными. Есть два рода болезней; в основе первого - страстное хотение и ложная оценка, когда вещь неправомерно признается благом, до- стойным стремления в высшей степени. В основе второго рода болезней лежит страх и ложная оценка, когда вещь признается злом, которого следует избегать в высшей степени. Примеры болезней второго рода -негостеприимство, человеконенавистничество, женоненавистничество. Душевное бессилие -тоже особый вид болезни. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||