|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница менее добродетельным. Продвижение по пути добродетели в нрав- ственном смысле безразлично, пока не достигнута цель и не испол- нена нравственная задача. Не существует средней области между мудростью и неразумием, между добродетелью и порочностью. Пока человек не сделал последнего шага и не выполнил своей нравст- венной задачи, он остается неразумным и порочным. Добродетель ни для кого нс есть прирожденное свойство. Каж- дый человек приобретает ее, основываясь на врожденных природ- ных задатках, лишь посредством теоретического обучения и практического упражнения. В начале жизни у человека нет еще ни разума, ни природных понятий, из которых возникает логос. Такой человек ни мудр, ни разумен, ни нравствен, ни безнравствен. Только с развитием логоса в человеке возникает нравственная ответствен- ность. Начавшееся развитие может при благоприятном ходе приве- сти к приобретению мудрости и добродетели. Изучение добродетели, вообще возможное и доступное, весьма трудно, так как ниши чувствования и влечения отклоняют разум от прямого пути. Сбитому с этого пути человеку представляется, будто истинное и высшее благо - в удовольствии, которое на деле не принадлежит даже к числу вещей <предпочтительных>. Смешению и путанице наших понятий содействует также влияние окружающих: родителей, воспитателей, учителей. Но хотя боги <поставили перед добродетелью труд>, приобрете- ние добродетели и мудрости все же возможно для человека. Соглас- но Хрисиппу, есть два вида добродетели: первый вид - добродетели науки или искусства, второй -добродетели силы, развивающиеся на основе наук и искусств посредством упражнения. И для мужчин и для женщин, и для богов и для людей существует одна совокупная добродетель, сочетающая в себе все особые их преимущества. Человеческая добродетель-высшая из всех в космосе, так как человеческий разум, по сути, одинаков с божественным. Изложенным учением стоиков о добродетели определяется раз- витое ими учение о зле. Так как <совокупная> добродетель - вполне развитый логос и так как главные отдельные добродетели - науки и искусства, то отсюда следует, что сущность порока состоит в незнании и в недостатке или несовершенстве искусства. Хотение не есть проявление специальной способности, которая существовала бы в душе рядом со способностью мышления: хотение - особое движение души и непосредственно связано с определенными суж- дениями. Когда что-нибудь кажется человеку благом и само дается ему, он необходимо будет к нему стремиться; когда же что-нибудь кажется ему злом и приближается к нему, он также необходимо будет от него уклоняться. Если человек дает свое согласие на такие суждения о добром и о злом, эти суждения непосредственно пере- ходят в движение его воли. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||