Предыдущая страница Следующая страница

менее добродетельным. Продвижение по пути добродетели в нрав-
ственном смысле безразлично, пока не достигнута цель и не испол-
нена нравственная задача. Не существует средней области между
мудростью и неразумием, между добродетелью и порочностью. Пока
человек не сделал последнего шага и не выполнил своей нравст-
венной задачи, он остается неразумным и порочным.

Добродетель ни для кого нс есть прирожденное свойство. Каж-
дый человек приобретает ее, основываясь на врожденных природ-
ных задатках, лишь посредством теоретического обучения и
практического упражнения. В начале жизни у человека нет еще ни
разума, ни природных понятий, из которых возникает логос. Такой
человек ни мудр, ни разумен, ни нравствен, ни безнравствен. Только
с развитием логоса в человеке возникает нравственная ответствен-
ность. Начавшееся развитие может при благоприятном ходе приве-
сти к приобретению мудрости и добродетели. Изучение
добродетели, вообще возможное и доступное, весьма трудно, так
как ниши чувствования и влечения отклоняют разум от прямого
пути. Сбитому с этого пути человеку представляется, будто истинное
и высшее благо - в удовольствии, которое на деле не принадлежит
даже к числу вещей <предпочтительных>. Смешению и путанице
наших понятий содействует также влияние окружающих: родителей,
воспитателей, учителей.

Но хотя боги <поставили перед добродетелью труд>, приобрете-
ние добродетели и мудрости все же возможно для человека. Соглас-
но Хрисиппу, есть два вида добродетели: первый вид - добродетели
науки или искусства, второй -добродетели силы, развивающиеся
на основе наук и искусств посредством упражнения. И для мужчин
и для женщин, и для богов и для людей существует одна совокупная
добродетель, сочетающая в себе все особые их преимущества.
Человеческая добродетель-высшая из всех в космосе, так как
человеческий разум, по сути, одинаков с божественным.

Изложенным учением стоиков о добродетели определяется раз-
витое ими учение о зле. Так как <совокупная> добродетель - вполне
развитый логос и так как главные отдельные добродетели - науки
и искусства, то отсюда следует, что сущность порока состоит в
незнании и в недостатке или несовершенстве искусства. Хотение не
есть проявление специальной способности, которая существовала
бы в душе рядом со способностью мышления: хотение - особое
движение души и непосредственно связано с определенными суж-
дениями. Когда что-нибудь кажется человеку благом и само дается
ему, он необходимо будет к нему стремиться; когда же что-нибудь
кажется ему злом и приближается к нему, он также необходимо
будет от него уклоняться. Если человек дает свое согласие на такие
суждения о добром и о злом, эти суждения непосредственно пере-
ходят в движение его воли.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna