|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Свобода от страстных хотений и страха на первых порах ведет только к двум основным добродетелям - к умеренности и мужест- ву. Однако эти добродетели предполагают знание о благе, о зле и о вещах безразличных. Такое знание, в свою очередь, предполагает рассудительность - знание о том, что следует и чего не следует делать. Все эти добродетели, обнимаемые добродетелью апатии, не исчерпывают, однако, всей сферы доблести и должны быть воспол- нены четвертой добродетелью - справедливостью. В отличие от предыдущих справедливость - добродетель общественная. Она вы- водит человека за пределы эгоистического стремления к самосох- ранению и любви к себе. Стремление к самосохранению расширяется и переносится с животной природы человека на человека как существо разумное и духовное. Расширение это про- рывает тесные пределы эгоизма и ведет человека к общественному образу мыслей. По самой своей сути логос, развивающийся в душе человека, - начало всеобщее, а не только индивидуальное. Логос правит в целом космосе, указывает, что должно быть и чего быть не должно. Его правление дает императив не только для космоса, но и для отдельной человеческой души. Для нее он - живая сила, способная осуществлять свои требования к действительности. Он относится как закон не только к отдельному человеку, но и ко всему космосу. Человек, в котором Логос действует как живая сила, осуществ- ляет истинно разумное и истинно доброе не только в себе самом, внутри своей личности, но также и во всей сфере внешней деятель- ности. Мудрец -царь и судья, он дает силу этому закону в своем царстве. Возможность этого дается добродетелью справедливости, а сама эта добродетель - наука и искусство уделять каждому имен- но то, что соответствует его ценности. Так происходит в человеке то, что его эгоистическая точка зрения - точка зрения животного существа - возвышается и развивается до степени Логоса. Для мудрого и добродетельного исчезает противоположность между интересом личным и общественным. Мудрец не только ставит благо общины выше собственного, но в случае необходимости приносит ему в жертву собственную жизнь. Именно благодаря такому пове- дению он содействует правильно понятому собственному интересу, охраняет свою истинную и высшую природу. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||