|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Главная страница За границы эгоизма человека выводит уже первичное природное влечение. Первичное влечение принуждает нас воспитывать детей, заботиться об их сохранении и благе так же, как и о собственном. В своем дальнейшем расширении эта природная забота распрост- раняется на родителей, на братьев и сестер, на родственников - близких и дальних. Человеку врождено чувство связи с другими людьми, и оно расширяется, распространяется в своем развитии на все большие и большие круги. Мы безотчетно чувствуем, что призваны к общественной жизни и что только в ней мы можем найти свое удовлетворение. Мы как бы стоим в центре многочис- ленных концентрических кругов: в них каждый более узкий указы- вает на ближайший следующий, на который должно простираться наше чувство связи и наша забота. И мы не может остановиться как на последнем ни на одном из них, пока не достигнем самого широкого, охватывающего уже все человечество. Таким образом, уже развитие первичного, еще темного, природного влечения по- рождает в нас сначала смутное, а затем все более проясняющееся сознание того, что достигает полной ясности в Логосе. Этот Логос учит нас, что все люди - братья и дети одного и того же небесного Отца. Община, в которую человек вступает при своем рождении и в которой он призван действовать, простирается до пределов, до которых простирается Логос. В эту общину входят и боги, и мы имеем по отношению к ним обязанности. Такова набожность. Напротив, неразумные животные находятся вне общи- ны логоса, и мы не имеем в отношении их никаких обязанностей. Община разумных существ, охватывающая весь мир, образует единое государство. В нем силу закона имеет естественное право, основанное на общем для всей природы разуме. Это естественное право есть источник всякого положительного права в отдельных государствах. <Положительное> право есть право, лишь поскольку оно согласно с <естественным> правом. Все различия в законах разных государств (различия в области <положительного> права) - лишь результат нарушений <естественного> права. Согласно требо- ваниям этого последнего, в государстве, обнимающем все челове- чество, между людьми имеются только те различия, которые вытекают из нравственных и ни из каких других преимуществ. В таком государстве боги и мудрецы - его аристократия, его полно- правные граждане, в то же время каждому в нем предоставлена возможность достигнуть собственными усилиями наивысшего пра- вового положения. Стоицизм резко отличается от эпикуреизма своим взглядом на отношение отдельных лиц к государству. Эпикуреизм вменяет в доблесть незаметный, <скрывающийся> образ жизни, избегание государства и видной общественной деятельности. Его девиз: <скры- вайся>, <живи незаметно>. Напротив, стоицизм требует от своих последователей энергичной общественной и государственной дея- тельности, активной и деятельной общественной жизни. Пропове- дуемый им космополитизм гармонично был им согласован с деятельностью на благо собственного народа и собственного госу- дарства. Основатель стоицизма был свидетелем основания мировой державы Александра Македонского. Та же идея вдохновляла созда- телей римской мировой державы. Даже христианство лелеяло мысль о <царстве божьем>, исходившую из того же, стоического в своей основе, космополитизма. Стоицизм - последняя после Платона и Аристотеля великая система античной философии. Неоплатонизм, покоривший антич- ную мысль в первые века нашей эры, был в большей мере теософией, чем философией в смысле Платона и Аристотеля, несмотря на поразительную мощь, виртуозную разработку и продуманность своих диалектических построений, особенно у Плотина и Прокла. В отношении к своим предшественникам школа стоицизма вполне самобытна, не меньше, чем системы Платона и Аристотеля. Велико также было ее влияние на дальнейшее развитие послеа- ристотелевской философии -влияние в области логики, теории познания, космологии, этики, учения о необходимости и свободе, учения о доблестях, о долге и т.д. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||