|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Всякий, кто мыслит и говорит, мыслит и говорит <нечто>, и это <нечто> следует отличать от того мышления и высказывания, со- держанием которого оно является. Таково значение чувственного восприятия для знания. Но как ни велико оно, само по себе оно еще не есть, согласно учению стоиков, научное знание, а только его источник. Истинный признак научного знания - только его логическая доказуемость. Стоикам принадлежит видное место в разработке логического учения о доказательстве. Согласно учению стоиков, все истинные суждения согласуются друг с другом так, что истина одного может быть доказана-по законам логической последовательности -из ис- тинности другого. Поэтому мудрость состоит не только в согласии с одними лишь <каталептическими> представлениями: мудрость должна уметь делать правильные, безошибочные выводы и избегать заблуждений. Такова задача стоической <диалектики>, последняя тем самым есть учение об умозаключении и о доказательстве, но никак не учение о развитии и не учение о движении ума к истине через усмотрение единства противоположностей в предмете. Поня- тая в этом смысле <диалектика> стоиков есть попросту их логика. В этом смысле стоики утверждают, будто мудрец должен быть совер- шенным <диалектиком>. Условием этого совершенства они считали точное знание средств выражения мысли, которые даются речью. Для этого необходимо различать и разъяснять <амфиболии> - двусмысленные выражения, так как они - источник ошибочных умозаключений. Первая задача науки об обозначаемом - выясне- ние и классификация элементов, из которых слагаются мысли. Сами по себе эти элементы еще не представляют полных мыслей. Наука об обозначаемом классифицирует полные продукты мышле- ния, причем выясняется, что из всех них только суждение способно быть истинным или ложным. Именно суждение есть поэтому главный предмет логики. Суждения разделяются на простые и сложные. В простых суждениях стоики рассматривают введенные Аристотелем виды суждений по качеству, количеству и модально- сти, усовершенствуя их классификацию с помощью точных опре- делений. В сложных суждениях стоики различают соединительные, разделительные и гипотетические. Во всех этих формах исследуются формальные условия их истинности. Наиболее обстоятельно разра- ботанная часть логики стоиков - формальное учение об умозак- лючении; в нем, согласно их убеждению, состоит цель всей логики. Все прочие части логики составляют только базис для учения о доказательстве. Особенность Хрисипповой теории умозаключения в том, что, согласно этой теории, первичны и не нуждаются в дальнейшем выведении отнюдь не простые умозаключения, а такие, в которых исходная посылка - суждение сложное: гипотетическое, соединительное или разделительное. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||