Предыдущая страница Следующая страница

Всякий, кто мыслит и говорит, мыслит и говорит <нечто>, и это

<нечто> следует отличать от того мышления и высказывания, со-
держанием которого оно является.

Таково значение чувственного восприятия для знания. Но как
ни велико оно, само по себе оно еще не есть, согласно учению
стоиков, научное знание, а только его источник. Истинный признак
научного знания - только его логическая доказуемость. Стоикам
принадлежит видное место в разработке логического учения о
доказательстве. Согласно учению стоиков, все истинные суждения
согласуются друг с другом так, что истина одного может быть
доказана-по законам логической последовательности -из ис-
тинности другого. Поэтому мудрость состоит не только в согласии
с одними лишь <каталептическими> представлениями: мудрость

должна уметь делать правильные, безошибочные выводы и избегать
заблуждений. Такова задача стоической <диалектики>, последняя
тем самым есть учение об умозаключении и о доказательстве, но
никак не учение о развитии и не учение о движении ума к истине
через усмотрение единства противоположностей в предмете. Поня-
тая в этом смысле <диалектика> стоиков есть попросту их логика. В
этом смысле стоики утверждают, будто мудрец должен быть совер-
шенным <диалектиком>. Условием этого совершенства они считали
точное знание средств выражения мысли, которые даются речью.
Для этого необходимо различать и разъяснять <амфиболии> -
двусмысленные выражения, так как они - источник ошибочных
умозаключений. Первая задача науки об обозначаемом - выясне-
ние и классификация элементов, из которых слагаются мысли.

Сами по себе эти элементы еще не представляют полных мыслей.
Наука об обозначаемом классифицирует полные продукты мышле-
ния, причем выясняется, что из всех них только суждение способно
быть истинным или ложным. Именно суждение есть поэтому
главный предмет логики. Суждения разделяются на простые и
сложные. В простых суждениях стоики рассматривают введенные
Аристотелем виды суждений по качеству, количеству и модально-
сти, усовершенствуя их классификацию с помощью точных опре-
делений. В сложных суждениях стоики различают соединительные,
разделительные и гипотетические. Во всех этих формах исследуются
формальные условия их истинности. Наиболее обстоятельно разра-
ботанная часть логики стоиков - формальное учение об умозак-
лючении; в нем, согласно их убеждению, состоит цель всей логики.
Все прочие части логики составляют только базис для учения о
доказательстве. Особенность Хрисипповой теории умозаключения
в том, что, согласно этой теории, первичны и не нуждаются в
дальнейшем выведении отнюдь не простые умозаключения, а такие,
в которых исходная посылка - суждение сложное: гипотетическое,
соединительное или разделительное.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna