|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Ум человека, только родившегося на свет, подобен таблице, на которой еще нет никаких записей. Чувственное восприятие запол- няет ее мало-помалу записями многих однородных восприятий. Копии этих восприятий удерживаются памятью, и в результате возникает эмпирическое понятие. Существует два вида эмпирических понятий: 1) естественное, природное, возникающее необходимо на основании опыта у всех людей непроизвольно, одинаковым обра- зом, и 2) понятие, возникающее в итоге мышления, сознательно направленного к его образованию. Иногда Хрисипп называет их, так же как <каталептические> представления, <критериями>. По достижении ребенком семилетнего возраста из <естественных> по- нятий возникает <логос>, или <разум>. Чувственное качество от- дельного предмета реально принадлежит этому предмету; напротив, понятию об этом качестве ничто не соответствует в самой реально- сти. Наглядные представления, доставляемые чувственными восп- риятиями, наш ум способен преобразовывать различным способом: уменьшать их или увеличивать, сочетать в единство несколько представлений, полученных из чувственного опыта. Так могут 1Г^ возникнуть образы великана, карлика, кентавра. Ум может также исключить в воображении некоторые части представления, заме- нить их другими, изменить порядок образующих частей и т.п. Образование родовых понятий основывается, согласно учению сто- иков, на той же способности ума к свободной переработке чувст- венных впечатлений. Однако родовые понятия - не произвольные, а необходимые образования, только благодаря им возникают речь и мышление. Наш опыт представляет собой не хаос, а порядок или строй потому, что каждое родовое понятие вносит этот порядок в бесконечное, само по себе необозримое множество отдельных случаев. Именно потому область опыта становится обозримой, доступной пониманию, а наш ум из представлений восприятия, отражающих только отдельные представления, создает общие суж- дения, имеющие значение для всей необъятной области опыта, иначе - делает постижимым для нас самый опыт. Эту способность ума к образованию общих логических представлений стоики назва- ли <логосом>. В этом учении логос рассматривается и как орган речи и как орган мышления. Логос отличает человека от животных, которые лишены разума. Человек обладает разумом наравне с божеством, а его <логос> одинаков с божественным разумом, кото- рый действует во всем мире и формирует материю согласно своим мыслям. Так объясняют стоики способность человеческого ума воспроизводить в себе мысли вселенского разума. Таким образом, ум делает реальность и мыслимой для себя, и выразимой средствами языка. В отличие от божественного разума человеческий не совер- шенен: он может ошибаться. Но мир умственных предметов, т.е. предметов, существующих только в человеческом мышлении, имеет значение, поскольку согласуется с разумом, который господствует в мире. Поэтому мир умственных предметов распадается на область истины и область заблуждения. Согласно учению стоиков, <истин- ное> и <ложное> - не признаки психических актов представления и суждения и даже не признаки материальных модификаций души, а признаки умопостигаемых предметов, соответствующих представ- лениям и суждениям. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||