|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница < Свойство> принадлежит к самой сущности вещи и независимо от своей продолжительности и способности к сопротивлению от- носится ко всей вещи в целом, а не только к какой-либо одной ее части. Оно, вообще говоря, способно к длительному существова- нию, хотя в разной степени может оказывать сопротивление внеш- ним влияниям. В отличие от <свойства>, <состояние> не имеет склонности к длительному существованию, однако при наличии необходимых для этого внешних условий и воздействий может и долго существовать. Важная особенность учения стоиков о качествах состоит в том, что качества они признают телами. Качества состоят из <пневмы> (дыхания) и проникают предмет во всех его частях. <Пневма> - носитель всех свойств, благодаря которым отдельная вещь есть именно то, что она есть. Это не касается, однако, основных качеств предмета. Высшие элементы действительности - воздух и огонь: из них возникают жизнь и сознание, напротив, вода и земля - пассив- ные материальные элементы, форму и жизнь они получают от элементов огня и воздуха. Высшие элементы огня и воздуха придают самим себе и другим элементам их единство, к нему неспособны элементы низшие. Вселенная - единое живое существо и состоит из души и из тела, проникнутого во всех своих частях душой. <Нахождение в состоянии> есть или покой, или движение, а сами они - результаты действия некоторой силы, которая всегда и везде присутствует в космосе; так что состояние покоя не может быть выведено из косной материи, вовсе лишенной силы. Покой есть лишь равновесие сил, действующих в противоположных направлениях. Следует различать три вида движения: 1) пространственное перемещение, 2) изменение качества и 3) движение, которым обусловливается напряжение (тоническое движение). Все эти три вида сводятся к пространственному перемещению. Элементы возни- кают из первовещества и вновь в него обращаются благодаря сгущению иразрежению. Тонический вид движения свойствен <пнев- матическим> телам и состоит во внутреннем движении их частей, которое направляется или от центра к периферии, или, наоборот, от периферии к центру; рассматриваемое в отношении к целому, тоническое движение происходит одновременно, а по отношению к отдельным частям - попеременно. Градация форм <пневмы> объясняется различными степенями тонического напряжения, а из этой градации, в свою очередь, выводится градация высших и низших существ в природе. Идущее к центру направление движения <пневмы> порождает единство тела и связь его частей, а движение, идущее к периферии, -величину тел и их форму. Все остальные физические качества тел также обусловлены действиями <пневмы>. Так обстоит дело на ступени неорганической природы. На ступени природы органической - в растительном и животном мире - в действие вступают новые силы, определяемые тонкостью и сте- пенью напряженности <пневмы>. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||