|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Учение стоиков о причинности предполагает Господство судьбы I представление о мировом процессе как едином. Все в мире происходит из единого источника сил. Только в абстрак- ции могут быть различаемы в первоматерии деятельный причинный и пассивный материальный моменты. В точном и собственном смысле причинами могут быть только тела, а производить причин- ные действия могут только высшие элементы: огонь, воздух и смешанная из них <пневма>. Все остальные тела способны к таким действиям только потому, что в них присутствует <пневма>. Подо- бно тому как действующим фактором всегда может быть только тело, так всегда должно быть телом и то, что испытывает действие. Однако результатом причинного воздействия всегда может быть только нечто нетелесное: причинное действие состоит только в том, что тело приводит другое тело в положение или в движение или порождает в нем некоторое изменение. От причин в собственном смысле стоики отличают обстоятельства, при отсутствии которых действие не наступает. Между причиной и следствием не может существовать, строго говоря, никакого взаимодействия. Важное понятие философии стоиков - понятие о фатуме (е^царцеут)). Каждое причинное действие происходит только соглас- но определенным законам природы. Если действующее тело, обла- дающее некоторыми свойствами, соприкасается с другим - пассивным, но также обладающим некоторьми свойствами, то с необходимостью возникает определенное следствие. Отсюда же возникает представление о необходимой последовательности при- чинно обусловленных действий. В эту необходимую последователь- ность входят все отдельные явления, в том числе все кажущиеся вполне произвольными действия живых существ. Цель эта - едина для всего происходящего в мире, так как всякое причинное действие и всякое движение происходят от единого перводвигателя. Однако этот перводвигатель - не неподвижный перводвигатель Аристотеля. Мир - необходимое порождение божественной живой материи - первоматерии. Причинная сила как единый поток разделяется на множество отдельных потоков или ручьев, сохраняющих при всем том свое единство и вновь возвращающихся в единый поток. Носителем единой причинной связи всех процессов, происходящих в мире, является единая <пневма>, илирок (фатум). Все эти понятия подводят стоиков вплотную к их учению о <провидении> и о <свободе воли в рамках необходимости>. Здесь в материалистиче- скую онтологию стоиков и в их материалистическую теорию причинности вторгается сильная струя идеализма, нарушается мо- низм учения. Причинное понимание мирового процесса изменяется в телеологическое. Мир происходит из божественного огня, но огонь этот - не только материальная причина и не только закон каузального (причинного) становления. Одновременно огонь этот есть всеведущий ум и духовное начало, полагающее целевой поря- док в мире. Одно и то же материальное существо причинно опре- деляет все происходящее в мире и осуществляет во всем происходящем самую лучшую и разумную цель. В мире существует не только подвластный необходимости рок, или фатум, но вместе с ним и благое <провидение> (7ipovoi(x). Как целое растение содер- жится в семени со всеми своими стеблями, почками, листьями, цветами и плодами, так и каждое возникающее в мире отдельное существо уже мыслилось в мировом целом как понятие, составляло предмет желания, как цель в совокупности целей, было причинно обусловлено некой силой, направленной на его осуществление. Божественная субстанция-носитель всех порождающих целевых представлений для всех существ. Эти представления называются у стоиков <семенными логосами> (^oyoi стлер^ос^ко^). В понятии Хоуос, от1Ери.о.т1ко(; сведены в единство четыре вида причин, введен- ные в онтологию Аристотелем: причина материальная, динамиче- ская, логическая и целевая. Так сведены у стоиков к единству фатум (рок) и провидение. При этом стоики исходят из аналогии с человеком. В человеке воля ставит целью что-нибудь мыслимое в понятии и осуществляет впоследствии эту цель в физическом мире посредством движения, которое происходит уже по одним лишь механическим законам. То, что происходит в человеке, стоики перенесли на весь мировой процесс. Из божественного первоогня последовательно возникают воздух, вода, земля. Единство низших элементов сохраняется проникающей их божественной <пневмой>, |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||