|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Допуская в философии аллегорическое толкование религиозных мифов, Панфуций, как хорошо показал А.Ф. Лосев, собственно не был даже приверженцем аллегоризма. Для него единственный бог - мировой логос, проявляющийся в виде красот природы. Однако красоты эти - предмет прямого созерцания, и никакого <аллего- ризма> для их постижения не требуется. В отличие от других стоиков, вопросы космологии и логики Панэция не привлекают. Отвергая учение о повторяющихся миро- вых пожарах, Панэций признавал мир вечным. Историческое значение Панэция состоит в том, что он показал, как возможно, оставаясь на почве стоицизма, развить -и в кос- мологии, и в психологии, и в учении об обществе - эллинскую философию о радостях жизни, а не только <любовь к року> (amor fati), <сохранить веру в силу человеческой солидарности и надежду на лучшее будущее> [28. С. 204-205]. 2. ПОСИДОНИЙ Крупнейшим деятелем Средней Стой был Посидоний из Апамеи (ок. 135-51 г. до н.э.). В его творчестве стоицизм переходит от стоического просветительства через посредство платонизма к неоп- латонизму. Историческая роль Посидония долгое время оставалась совер- шенно невыясненной вследствие утраты большей части им напи- санного. Но начиная с конца XIX столетия были подвергнуты изучению многочисленные ссылки на работы Посидония в трудах современных ему и последующих античных писателей. Постепенно стало выясняться огромное влияние, которое Посидоний оказал на философию, поэзию, риторику и историографию в период до неоплатоников. Большую роль в этом открытии значения творче- ства Посидония сыграло новое прочтение философских трактатов Цицерона, писем Сенеки, а также исследование доксографических материалов Диогена Лаэрция. В настоящее время не подлежит сомнению, что Посидоний был первоклассным ученым и мысли- телям, осуществившим переход античной философии от раннего эллинизма к позднему. Диапазон и тематика философских работ Посидония весьма обширны. Вопросы философской антропологии Посидоний трак- товал в сочинении <Увещание>, где он доказывал главенство в человеке философского ума. Несколько трактатов Посидония, по- священных вопросам религии, были использованы Цицероном, Варроном и Секстом Эмпириком, а его комментарии на платонов- ского <Тимея> излагали его космологические воззрения. Трактат <О метеорах> лег в основу ошибочно приписанного Аристотелю, но возникшего не ранее 1 в. до н.э. трактата <О мире>. Посидонию принадлежат также группы трактатов по вопросам этики и психо- логии, физической географии, истории, риторики. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||