|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Весьма значительны широта тематики всех этих работ и трак- татов, эмпирический интерес к природе, редкая любознательность и зоркая наблюдательность. Правда, во многом Посидоний уже испытывает влияние мистики и мистических настроений, образ его мыслей зачастую спекулятивный, но сквозь него всюду просвечи- вает вполне эмпирическая точка зрения. Именно с этой точки зрения Посидоний обсуждал вопросы о размерах Земли, о клима- тических поясах, о приливах и отливах, о материках, о реках и горах, о движении Океана, о землетрясениях, о глубине Сардинского моря, об италийских рудниках и т.п. Над всем пестрым многообразием действительности во всех ее обнаружениях господствует принцип причинности, в мире первое - Зевс, второе -природа, а третье -закон природы. Мир есть ви- доизменение единого божества и мыслится как шаровидное, боже- ственное, огненное, целесообразно живущее и движущееся дыхание, или как огненная <пневма>. Пневма эта образует, как у Платона, мир <идей> и <чисел>. Из этой огненной пневмы расхо- дятся по всему миру отдельные огненные зародыши всех вещей, <семенные логосы> (^oyoi стяерцост1ко1'), которые определяют каж- дую отдельную вещь и по ее материи, и по ее смыслу. Божество - мыслящее огненное дыхание - не имеет никакого образа, но может превращаться во что оно хочет и все делать себе подобным. Богов существует множество, но, согласно Посидонию, необходимо от- личать богов истинных от возникших в человеческом воображении - либо в силу суеверия, либо в силу обожествления значительных людей. И в том и в другом случае боги представляются в виде огненной <пневмы>, или мирового огня, который переходит в платоническое царство идей и чисел, и, таким образом, первона- чальное натуралистическое воззрение превращается в платоновское идеалистическое. Во всяком случае для Посидония характерна эта тенденция к сближению натурализма и материализма стоических воззрений с идеализмом, переходящим в идеализм платоновского типа. Впоследствии этот идеализм станет неоплатонизмом и офор- мится как учение Плотина. В учении самого Посидония это сбли- жение натурализма с идеализмом имеет несомненные черты эклектизма, присущего всей греческой философии этого периода. Но в этом эклектическом соединении платоновские <идеи> уже не только запредельны и занебесны, а огненная <пневма> становится теплым дыханием, которым дышит человек и вся природа. Так как душа воспринимает не телесные формы, она должна быть нетелес- ной - подобно тому, как глаз, чтобы видеть, должен быть чувст- вителен к свету, а ухо, чтобы слышать, - чувствительно к звуку. Но та же душа есть, согласно Посидонию, тонкое огненное дыхание и способна рассеиваться в воздухе. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||