|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Учение Посидония о пневматических истечениях и о спермати- ческих логосах подрывало основы платоновского дуализма. Повторяется у Посидония и учение фатализма стоиков, так же как их учение о мировой <симпатии>, или о связи любой, даже малейшей, части космоса со всем космосом в целом. Отсюда же следовало, как и у прочих стоиков, понятие о судьбе и о провидении. Провидение рассматривается и как закон природы, и как воля в человеке. Воля в нем -его <господствующее>, его <ведущее>, а потому не только условие, но и залог его свободы. Основывается воля на разуме. Судьба всемогуща, но не владеет никаким неодо- лимым оружием против человека. Напротив, таким оружием против судьбы владеет знающий и добродетельный мудрец. Условие сво- боды человека от всевластия судьбы - длительное и тщательное воспитание. В философии Посидония элементы платонизма соединяются с чертами пифагореизма. Это соединение сказывается особенно в его учении о переселении и перевоплощении душ. Во вселенной совер- шается круговращение рождений, а также периодических мировых пожаров. По учению Посидония, душа, покинув тело, переходит в надлунный мир. В нем она сначала очищается от земной скверны, а затем подымается в высшие сферы. Здесь она в согласии со своей природой созерцает идеи и блаженствует - вплоть до воспламене- ния мира. Воспламеневший мир вновь разделяется на сферы, в которых душа находит себе очередное тело и поселяется в нем. Человек есть единство души и тела, а дух - бог, гостящий в человеке. Однако и тело - истечение божественной <пневмы>. Бессмертная пламенная душа все время находится в движении: поднимаясь в небо, она освобождается от тела и пребывает там в области света. Душам присуще, согласно Посидонию, бестелесное предсуществование. Единое огненное начало пронизывает все вещи в мире, так что все находится во всем. Воззрение это обосновывало в глазах Посидония мантику. Опираясь на то, что все явления природы и общества обнимаются одним законом, можно предска- зывать все явления будущего и использовать для той же цели наблюдения над конфигурациями небесных светил. Так обосновы- вается у Посидония не только мантика, но и астрология, возмож- ность составлять гороскопы, <читать> по звездному небу предсказания о будущих судьбах людей. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||