|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Все эти представления тесно связываются с учением о демонах, которое превращается у Посидония в предмет философского исс- ледования, в область применения логических определений и клас- сификации. Через область демонического происходит непрерывный переход от мира человеческого к миру божественному, от богов видимых к богам невидимым. Четкое разграничение отдельных областей не исключает Господствующей всюду текучести и взаим- ных переходов. Падают твердые грани между человеком и живо- тным, между миром органическим и неорганическим, между жизнью и смертью, между душой и телом, между мужчиной и женщиной. В мире социальном исчезает противоположность между эллинами и варварами, между свободными и рабами, между наци- онализмом и космополитизмом. В учении о человеке стирается различие между ощущением и мышлением, в науке -между дея- тельностью теоретической и эмпирической, в религии - между философско-аллегорическим объяснением и заправским суевери- ем. Несмотря на постоянно происходящие в мире и на Земле катастрофы, всем в мире правит мудрость, и божественная <пневма> пронизывает все живущее -вплоть до самых его костей. Мировоззрение Посидония включает в себя и своеобразную философию истории. В ней синтезируются две предыдущие линии развития философско-исторического воззрения. Первая, более древняя, восходящая к Гесиоду, была концепцией золотого века. В нем жили первобытные люди, но не удержались в нем, утратили первоначальное блаженство и постепенно выродились. Вторая линия развития исторического воззрения была представ- лена в античности материалистическими учениями Демокрита, школой Эпикура и учением Лукреция. Это было учение о прогрессе, который развивался в жизни человеческого общества. Человечество перешло, согласно этому учению, к современной высокой цивили- зации от первоначального полуживотного состояния. Переход этот осуществлялся благодаря техническим и научным открытиям и изобретениям, а также благодаря развитию искусства. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||