Предыдущая страница Следующая страница

Все эти представления тесно связываются с учением о демонах,
которое превращается у Посидония в предмет философского исс-
ледования, в область применения логических определений и клас-
сификации. Через область демонического происходит непрерывный
переход от мира человеческого к миру божественному, от богов
видимых к богам невидимым. Четкое разграничение отдельных
областей не исключает Господствующей всюду текучести и взаим-
ных переходов. Падают твердые грани между человеком и живо-
тным, между миром органическим и неорганическим, между
жизнью и смертью, между душой и телом, между мужчиной и
женщиной. В мире социальном исчезает противоположность между
эллинами и варварами, между свободными и рабами, между наци-
онализмом и космополитизмом. В учении о человеке стирается
различие между ощущением и мышлением, в науке -между дея-
тельностью теоретической и эмпирической, в религии - между
философско-аллегорическим объяснением и заправским суевери-
ем.

Несмотря на постоянно происходящие в мире и на Земле
катастрофы, всем в мире правит мудрость, и божественная <пневма>
пронизывает все живущее -вплоть до самых его костей.

Мировоззрение Посидония включает в себя и своеобразную
философию истории. В ней синтезируются две предыдущие линии
развития философско-исторического воззрения. Первая, более
древняя, восходящая к Гесиоду, была концепцией золотого века. В
нем жили первобытные люди, но не удержались в нем, утратили
первоначальное блаженство и постепенно выродились.

Вторая линия развития исторического воззрения была представ-
лена в античности материалистическими учениями Демокрита,
школой Эпикура и учением Лукреция. Это было учение о прогрессе,
который развивался в жизни человеческого общества. Человечество
перешло, согласно этому учению, к современной высокой цивили-
зации от первоначального полуживотного состояния. Переход этот
осуществлялся благодаря техническим и научным открытиям и
изобретениям, а также благодаря развитию искусства.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna