|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница По Посидонию, золотой век был веком невинности человека и временем его наибольшей близости к божественному огню. Он же был и веком философии. Тогда люди обитали в пещерах, селились в расселинах земли, в дуплах деревьев. Они не знали еще никаких преступлений и не нуждались в защите никаких законов. Рассказ Посидония о последующем прогрессе в развитии ремесел, наук и искусств повторяет рассказ Демокрита и Эпикура о том же. Однако одновременно с этим прогрессом в человечестве произошло, со- гласно Посидонию, также и падение нравов. Отныне существенно изменяется роль философов: они теперь должны воспитывать людей посредством законов, цель которых - пробудить в каждом человеке огрубевшего в нем и <потемневшего> демона. Но Посидоний принимает не только традицию Гесиода и Де- мокрита - Эпикура во взглядах на исторический процесс. Он принимает также и учение Гиппократа о зависимости истории человека от климата и от почвы, а также взгляд Полибия об определяемости человека исторической средой. В конечном исходе в повторяющихся периодически мировых пожарах погибают все воз- можные миры и все населяющие их существа со всей их историей. Это безнадежное историческое воззрение сочетается у Посидо- ния с несомненным признанием исторического прогресса, проис- ходящего в развитии ремесел, наук и искусств. Здесь Посидоний вплотную приближается к материалистической традиции Демокри- та и Эпикура. Однако он сохраняет при этом своеобразие собствен- ного воззрения, которое в некоторых чертах восходит к учению о ходе развития культуры Платона. 3. СЕНЕКА Люций Анней Сенека был крупнейшим из стоиков Древнего Рима. Он родился в Испании, в Кордубе (Кордова), в знатной семье ритора Марка Аннея Сенеки, сначала сам обучался специальности ритора, но затем - философии, в которой оказался последователем греческого стоика Посидония. При императоре Нероне Сенека возвысился до крупных должностей, которые дали ему возможность составить огромное состояние, удивлявшее его современников. При дворе Нерона он домогался подарков -деньгами, имениями, са- дами и дворцами, проповедуя при этом бедность. Впав в опалу, он просил Нерона взять обратно все эти подарки, говоря, что с него достаточно его философии. Он покончил с собой (65 г. н. э.). |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||