|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Сенека был плодовитым писателем - не только философом, но и драматургом, автором 9 трагедий дидактического содержания и одной исторической драмы. Философское его наследие состоит из философских диалогов, 8 книг <Естественнонаучных вопросов>, 124 писем к Люцилию и трактатов, от которых сохранились отрывки. Философскую славу принесли Сенеке его моралистические сочинения, которые были во все последующие времена излюблен- ным чтением поклонников моральной философии, а их доступная, популярная форма укрепляла и поддерживала эту славу. Из трех частей стоической философии наименьшее внимание Сенеки привлекает ее теоретическая часть - логика и теория по- знания. Сенека постоянно возражает против чрезмерного увлечения логическими вопросами и тонкостями. Он оставляет совершенно в стороне вопросы теории <каталептических> представлений, а в теории познания ограничивается тем, что больше других стоиков останавливается на доказательстве устойчивости выведенных из опыта общих понятий. Проблемы морали настолько преобладают у Сенеки, что им он посвящает значительные части рассуждений в своих <Естественно- научных вопросах>, не говоря уже о <Письмах>, где моральная дидактика главенствует. Однако сводить к одной морали содержание философии Сенеки не приходится. Сенека-настоящий стоик, философ, развиваю- щий в качестве стоика учение материалистического монизма во всех частях философии. Согласно учению Сенеки, все телесно. Это значит, что все есть теплое дыхание, или <пневма>, т. е. огонь. Физика Сенеки - насколько можно у него говорить о самостоятельном физическом учении - есть физика гераклитовского огня. В своем наиболее чистом и тонком виде этот огонь пребывает на небе. Опускаясь вниз, огонь по мере приближения к земле уплотняется. В земле он остывает и окаменевает. Боги, как и душа человека, телесны. Душа есть истечение высшего огня и восходит к высшему огню. У мудреца это восхождение совершается сознательно, в природе - бессознательно. Следуя древним стоикам, Сенека принимает их уче- ние о периодически повторяющихся воспламенениях мира. Учение Сенеки о первоогне телеологично и вместе с тем фаталистично. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||