Предыдущая страница Следующая страница

Четкого разграничения областей бытия у Сенеки не проводится.
Для него совершенно тождественны бог, провидение, судьба, при-
рода. Вечные законы природы получают осознание в человеке, в
нем они становятся его свободной волей. Мировоззрение Сенеки -
настоящий пантеизм, проникнутый мыслью о гармонии космоса и
хаоса, а космос для Сенеки - единый и общий для богов и для людей.
Вместе с древними греческими стоиками Сенека наделяет психиче-
ской жизнью и обожествляет все небесные светила и все поднебесье.

Ученик Посидония, Сенека усвоил от него ряд учений Средней
Стой. Как и у Посидония, стоицизм Сенеки окрашивается в тона
платонизма и в учении о бытии, и в психологии, и в этике. Таковы
в онтологии учения о бестелесном мировом разуме и о бестелесной
душе.

Впрочем, учение Сенеки о душе путанно и противоречиво. С
одной стороны, душа у него вполне телесна и, как у греческих
стоиков, есть <пневма>, весьма тонкое, весьма легкое, но все же
материальное теплое дыхание. С другой же стороны, в ряде мест
Сенека говорит о душе как о самотождестве человеческого духа. В
этом последнем смысле душа, согласно утверждению Сенеки, есть
сам покой, сама неизменность. В то же время душа характеризуется
и как область постоянной борьбы, ее жизнь - как область побед и
поражений, а ее задача - как задача освобождения от аффектов и
от всякой скверны, как задача восхождения к богу. Все это оттеня-
ется постоянными жалобами Сенеки на слабость души и на труд-
ности ее борьбы за освобождение от материи. В этих противоречиях

сходит на нет материализм и материалистический монизм филосо-
фии Сенеки.

Впервые у Посидония понятие о стоическом мудреце подверг-
лось преобразованию: на место учения о самоутверждении древнего
стоического мудреца было выдвинуто представление о слабости
человека и о его беспомощности: человек отпал от мирового разума
и безуспешно стремится вновь вернуться в исходное состояние. У
Сенеки и здесь противоречие. Мудрец достигает у Сенеки высочай-
шего состояния. Истинный мудрец не знает никаких бурь и пребы-
вает в безмолвии надлунного мира. Но такой мудрец - величайшая
редкость. Как птица Феникс, он появляется один раз в пятьсот лет.
По своей природе человек слаб и вполне беспомощен, погружен в
зло и в грех, почти лишен возможности выйти из своего греховного
состояния. Бог Сенеки - отнюдь не личный Бог христианского
монотеизма, его огненный мировой разум не имеет ничего общего
с христианским представлением о личном Боге. Жизнь мира и его
история представляют собой величавый, гармоничный и целостный
круговорот, где все его части протекают в согласованности, а все
стихии переходят друг в друга и в котором все возникает из всего.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna