|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Четкого разграничения областей бытия у Сенеки не проводится. Для него совершенно тождественны бог, провидение, судьба, при- рода. Вечные законы природы получают осознание в человеке, в нем они становятся его свободной волей. Мировоззрение Сенеки - настоящий пантеизм, проникнутый мыслью о гармонии космоса и хаоса, а космос для Сенеки - единый и общий для богов и для людей. Вместе с древними греческими стоиками Сенека наделяет психиче- ской жизнью и обожествляет все небесные светила и все поднебесье. Ученик Посидония, Сенека усвоил от него ряд учений Средней Стой. Как и у Посидония, стоицизм Сенеки окрашивается в тона платонизма и в учении о бытии, и в психологии, и в этике. Таковы в онтологии учения о бестелесном мировом разуме и о бестелесной душе. Впрочем, учение Сенеки о душе путанно и противоречиво. С одной стороны, душа у него вполне телесна и, как у греческих стоиков, есть <пневма>, весьма тонкое, весьма легкое, но все же материальное теплое дыхание. С другой же стороны, в ряде мест Сенека говорит о душе как о самотождестве человеческого духа. В этом последнем смысле душа, согласно утверждению Сенеки, есть сам покой, сама неизменность. В то же время душа характеризуется и как область постоянной борьбы, ее жизнь - как область побед и поражений, а ее задача - как задача освобождения от аффектов и от всякой скверны, как задача восхождения к богу. Все это оттеня- ется постоянными жалобами Сенеки на слабость души и на труд- ности ее борьбы за освобождение от материи. В этих противоречиях сходит на нет материализм и материалистический монизм филосо- фии Сенеки. Впервые у Посидония понятие о стоическом мудреце подверг- лось преобразованию: на место учения о самоутверждении древнего стоического мудреца было выдвинуто представление о слабости человека и о его беспомощности: человек отпал от мирового разума и безуспешно стремится вновь вернуться в исходное состояние. У Сенеки и здесь противоречие. Мудрец достигает у Сенеки высочай- шего состояния. Истинный мудрец не знает никаких бурь и пребы- вает в безмолвии надлунного мира. Но такой мудрец - величайшая редкость. Как птица Феникс, он появляется один раз в пятьсот лет. По своей природе человек слаб и вполне беспомощен, погружен в зло и в грех, почти лишен возможности выйти из своего греховного состояния. Бог Сенеки - отнюдь не личный Бог христианского монотеизма, его огненный мировой разум не имеет ничего общего с христианским представлением о личном Боге. Жизнь мира и его история представляют собой величавый, гармоничный и целостный круговорот, где все его части протекают в согласованности, а все стихии переходят друг в друга и в котором все возникает из всего. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||