|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Так как Ум - высшее совершенство после Единого, то Уму принадлежит и высшее единство. В нем не могут происходить никакие логические действия. Мышление Ума не может протекать в форме силлогизмов. Как чистая мысль, Ум может созерцать только истинное. Он не подвержен никаким ошибкам, и о нем нельзя заключать по аналогии с нашим человеческим умом. Вместе с бытием в Уме появляется возможность категорий. Как сущее, Ум подлежит всем категориям. Он подлежит категории движения, так как Ум есть мышление, и подлежит категории покоя, так как его мышление утверждается в понятиях, которые всегда остаются неизменными. Ум есть иное, так как в нем имеется многое, и он есть тождество, так как во всем своем содержании он остается тем же самым. Поскольку в Уме заключаются все эти категории, к Уму применима категория количества. Поскольку же в Уме разли- чаются его идеи, Ум подлежит категории качества. Постоянно определяясь первоединым, Ум производит множе- ство идей, или <умов>. Все категории Ума приложимы также и к идеям, сущность идей та же, что и сущность Ума. Подробности отношения между Умом и идеями у Плотина неясны. Ум определяется как сила, составляющая основу идей, а идеи - как энергия (или как возможность и действительность). Но вместе с тем Ум определяется как целое, а идеи - как части целого, и отношение между Умом и идеями разъясняется как отношение между родом и видами рода. В то время как у Платона идеи рассматриваются как первообразы вещей чувственного мира, его сознательные образцы, у Плотина идеи и Ум - скорее действующая причина по отношению ко всему остальному. Третьим после Единого и Ума оказывается у Плотина. Душа. Она так относится к Уму, как Ум к Единому. В то время как Ум есть обращение на самого себя, Дуя1а есть обращение во вне. В то время как Единое и Ум остаются безусловно неподвижными, Душа обла- дает движением. С одной стороны, Душа обращена к высшему началу, созерцает высшее начало и действует по закону этого высшего начала. С другой, она частично погружается в порядок мировой жизни, является бессознательным активным началом, осуществляет перво- образец на материи. Находясь на грани божественного Единого и естественного множественного, Душа в силу природной необходи- мости соприкасается с обоими. Но и погружаясь в чувственный мир, она остается вечным и божественным началом, созерцающим высшее. Душа находится посредине между безусловной неделимо- стью истинно-сущего и безусловной делимостью чувственного бы- тия. Она делима лишь в отношении к телу, но сама по себе остается неделимой, относится ко всем частям тела: она вся целиком в глазе, в ухе, во всем теле. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||