|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Солнца происходит свет, который зависит от него, обращен к нему, но сияет отдельно от него . Начавшееся таким способом происхождение подчинено опреде- ленному закону, согласно которому все происшедшее всегда ниже производящего. Так возникает целая градация степеней бытия. В отличие от первоединого, все остальное существует лишь в той мере, в какой связано с Единым, оно взирает на него и получает от него жизнь. Первое, что происходит из Единого, есть Ум (No^). В Уме следует различать, по Плотину, три момента: 1) понятие вещества; 2) мыслимое бытие; 3) само мышление. В качестве мира идей Ум есть многое, состоит из видов и форм. Но так как вид нельзя представить иначе, как вид чего-нибудь, то в мире идей должно существовать и <вещество>. С другой стороны, так как чувственный мир предполагает существование не только видов, но и вещества, то и по этому основанию идеальные типы чувственного мира, пребывающие в Уме, должны иметь также и <вещество>. Но это <вещество> - не материя чувственного мира. <Вещество>, образующее момент Ума, есть форма, определенная от вечности, и вечно остается таким. Напротив, вещество чувственного мира - мертвая материя. И хотя материя эта также определена формой, но не так, чтобы полученные при этом формы предметов оставались вечно существующими. <Вещество> Ума, или идеального мира, есть бытие, сущее: за ним пребывает Единое, которое уже не есть сущее. Напротив, материя чувственного мира не есть бытие: за ним пребывает бытие, и он -отражение бытия, следовательно, материя чувственного мира есть только призрак. <Вещество> идеального мира (Ума) отличается от материи чув- ственного мира и по <происхождению> (не в смысле происхождения во времени). <Вещество> идеального мира есть <вещество>, рожден- ное и существующее от вечности. Материя чувственного мира есть материя, вечно рождающаяся, вечно происходящая. Второй после <вещества> момент Ума есть мыслимое бытие, или существование. Необходимость этого момента следует из природы Ума. Ум не может быть обращен к низшему, так как он первее низшего. Он может быть обращен только на самого себя и на высшее. Но так как созерцающее есть истинная мысль, то и созерцаемое должно быть истинно существующим или даже высшим, чем суще- ствующее, -в случае, если созерцаемое есть само Единое. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||