Предыдущая страница Следующая страница

Солнца происходит свет, который зависит от него, обращен к нему,
но сияет отдельно от него .

Начавшееся таким способом происхождение подчинено опреде-
ленному закону, согласно которому все происшедшее всегда ниже
производящего. Так возникает целая градация степеней бытия. В
отличие от первоединого, все остальное существует лишь в той
мере, в какой связано с Единым, оно взирает на него и получает
от него жизнь.

Первое, что происходит из Единого, есть Ум (No^). В Уме
следует различать, по Плотину, три момента: 1) понятие вещества;
2) мыслимое бытие; 3) само мышление.

В качестве мира идей Ум есть многое, состоит из видов и форм.
Но так как вид нельзя представить иначе, как вид чего-нибудь, то
в мире идей должно существовать и <вещество>. С другой стороны,
так как чувственный мир предполагает существование не только
видов, но и вещества, то и по этому основанию идеальные типы
чувственного мира, пребывающие в Уме, должны иметь также и
<вещество>. Но это <вещество> - не материя чувственного мира.
<Вещество>, образующее момент Ума, есть форма, определенная от
вечности, и вечно остается таким. Напротив, вещество чувственного
мира - мертвая материя. И хотя материя эта также определена
формой, но не так, чтобы полученные при этом формы предметов
оставались вечно существующими. <Вещество> Ума, или идеального
мира, есть бытие, сущее: за ним пребывает Единое, которое уже не
есть сущее. Напротив, материя чувственного мира не есть бытие:
за ним пребывает бытие, и он -отражение бытия, следовательно,
материя чувственного мира есть только призрак.

<Вещество> идеального мира (Ума) отличается от материи чув-
ственного мира и по <происхождению> (не в смысле происхождения
во времени). <Вещество> идеального мира есть <вещество>, рожден-
ное и существующее от вечности. Материя чувственного мира есть
материя, вечно рождающаяся, вечно происходящая.

Второй после <вещества> момент Ума есть мыслимое бытие, или
существование. Необходимость этого момента следует из природы
Ума. Ум не может быть обращен к низшему, так как он первее
низшего. Он может быть обращен только на самого себя и на высшее.
Но так как созерцающее есть истинная мысль, то и созерцаемое
должно быть истинно существующим или даже высшим, чем суще-
ствующее, -в случае, если созерцаемое есть само Единое.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna