|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Третий момент Ума - мышление. В качестве ума Ум необхо- димо есть мышление. Этим трем моментам в понятии Ума соответствуют три момента в его образовании. Для материи (вещества) ее основанием будет иное Нечего и говорить о том, насколько это сравнение Плотина противоречит данным и законам физики и астрофизики. по отношению к единому. Так как Единое - безусловно единое, то все, кроме одного, есть иное, или <инаковость>. В противоположность Единому иное есть множественность. Сама по себе <инаковость> - нечто безусловно неопределенное, и только обращаясь к Единому, она впервые получает определение и впервые становится бытием. В то время как обращение <инаковости> на Единое впервые порождает определенность и вместе с определенностью бытие, обращение <инаковости> на себя порождает мышление. Однако обращение <инаковости> на Единое и на себя не следует понимать как два различных во времени процесса. Это один и тот же акт, и только анализ выделяет в нем его различные моменты. Мысль может быть обращена, согласно Плотину, только на самое себя, только к своему исходному началу. Но так как это начало получается от Единого, то мысль, обращенная на себя, необходимо будет обращена и на Единое. Перед Плотином, развившим изложенное учение о первоедином и об Уме, должны были неизбежно возникнуть вопросы: почему из Единого возникает Ум? Каким образом из первоначально Единого может произойти многое? Ответ на них следующий. То, что близко стоит к совершенному, совершеннее того, что дальше стоит от совершенства. После Единого Ум всего совершеннее, так как он непосредственно созерцает единое. Как наиболее совершенное, Ум ближе всего к Единому по степени единства. В Уме пребывают все виды и все формы, не отделенные друг от друга пространством. Эти виды и формы отличаются от высшего единства только <инаково- стью>. Поэтому Ум следует непосредственно после Единого. Что касается теперь множественности, то она возникает в силу закона, согласно которому производимое всегда ниже производя- щего. По отношению к Единому низшим является многое. Единое есть всюду и вместе с тем нигде. Поскольку оно всюду, оно позволяет возникнуть многому, поскольку оно нигде, оно не есть та множе- ственность, которая впервые должна произойти из самого Единого. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||