|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница город для несовершеннолетних,- за то, что они изгнали наилуч- шего своего мужа Гермодора, говоря: <Пусть не будет среди нас никто наилучшим. А раз такой оказался, то пусть он живет в другом месте и с другими> [35. Т. 1. С. 166]. Во времена Гераклита сочувствие большинства в Эфесе было уже не на стороне аристократии. Возможно, что именно поэтому Гераклит уклонился от общественно-политической деятельности. В уединении он написал свою книгу, называвшуюся <О природе>. Имеется сообщение, что она состояла из трех частей: в первой речь шла о самой природе, во второй -о государстве и в третьей -о боге. В специальной литературе по истории науки (Поль Таннери, <Первые шаги древнегреческой науки>) было высказано мнение, будто в отличие от милетских ученых-материалистов - Фалеса, Анаксимандра-Гераклит не столько <физик>, или <физиолог>, как они, сколько <богослов>. Впечатление это, быть может, обу- словлено тем, что до нас дошло мало отрывков из первой части его сочинения, где речь шла о природе. Впрочем сам Таннери признает большое сходство взглядов Гераклита на физическую природу све- тил и на их движения со взглядами древних египтян. Но египетские жрецы, от которых до Гераклита могли дойти эти воззрения, будучи богословами, одновременно были и учеными-астрономами и математиками. Они усвоили результаты вавилонской науки, и сами тщательно вели астрономические наблюдения, поставленные в Египте ввиду необходимости предвычисления разливов Нила на службу по ведению календаря. Чрезвычайно оригинальная по содержанию и образная по языку, сжатая, изложенная, возможно, в афористической форме, во мно- гом трудная для понимания (отсюда прозвище Гераклита <темный>), книга Гераклита высоко ценилась поздними античными писателями и часто цитировалась ими. Этими качествами сочинения Гераклита объясняется то, что до нас дошло из него около 130 отрывков, правда небольших. В своей сумме они дают возможность охарактеризовать по крайней мере некоторые основные черты мировоззрения этого замечательного мыслителя. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||