|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Быть может, невозможность оказать ощутимое влияние на ход дел в общественно-политической жизни родного города, где во времена Гераклита торжествовала власть демоса, привела Гераклита к явному пессимизму во взглядах на жизнь. Древние даже прозвали его <плачущим> в противоположность Демокриту - великому ма- териалисту второй половины V-начала IV в. до н.э., который получил прозвище <смеющегося>. Пессимизм Гераклита сказался в 20-м фрагменте, где читаем: <По-видимому, Гераклит смотрит на рождение, как на несчастье. Он ведь говорит: <Родившись, они (т. е. люди.-В. А.) хотят жить и умереть или, скорее найти покой, и оставляют детей, чтобы и те умерли> [35. Т. 1. С. 151]. Ни пессимизм, ни аристократизм не ослабили проницатель- ность, с которой Гераклит наблюдал и постигал непрерывную изменчивость в общественной жизни и в природе. Оценка резуль- татов этой изменчивости была у него отрицательной, мрачной, но огромную роль изменчивости и борьбы в человеческой и природной жизни Гераклит понял очень глубоко. Основное положение философии Гераклита передает Платон в своем диалоге <Кратил>. Платон сообщает: <Где-то говорит Герак- лит, что все движется и ничто не покоится (Я(ХУТ(Х ^юреТ кт ou8ev )J?vei) и, уподобляя сущее течению реки, он говорит, что невозмож- но дважды войти в ту же самую реку> [Kratylus. 402А]. (Впоследствии обе эти части отрывка <сплавили> в одну формулу <все течет - TlccvTO реТ>, которой в текстах самого Гераклита нигде нет). Движение - наиболее общая характеристика процесса мировой жизни, оно распространяется на всю природу, на все ее предметы и явления. Тезис об универсальности движения относится одина- ково и к вечным вещам, которые движутся вечным движением, и к вещам возникающим, которые движутся временным движением. Вечное движение есть вместе с тем и вечное изменение. По свидетельству Аристотеля, Гераклит говорил: <Не только ежедневно новое солнце, но солнце постоянно, непрерывно обновляется> [Meteorologica. В, 2.355а 13; 35. Т. 1. С. 148]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||