|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Мысль о всеобщности движения и изменения тесно связана у Гераклита с диалектическим пониманием самого процесса движе- ния. Именно эта сторона учения Гераклита вызвала впоследствии возражения Аристотеля. Гераклит утверждает, что из факта движе- ния и непрерывной изменчивости всех вещей следует противоречи- вый характер их существования, так как о каждом движущемся предмете необходимо одновременно утверждать, что, поскольку он движется, он и существует и не существует в одно и то же время. Упоминая об этом учении Гераклита, Аристотель возражает против него. <Невозможно допускать,-пишет Аристотель,-чтобы ка- кая-либо одна и та же вещь существовала и в то же время не существовала, как, по мнению некоторых, говорил Гераклит> [4, 4, 3, 1005в 23]. Полемизируя с Гераклитом по поводу его характери- стики движения как осуществленного противоречия, Аристотель сообщает нам важный текст самого Гераклита. Мы узнаем из этого сообщения, что, по учению Гераклита, <[неразрывные] сочетания образуют целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, созвучие и разногласие: из всего одно и из одного все образуется> [De mundo. 5,396в 7]. Будучи универсальным, т. е. охватывая все явления, движение имеет единую основу. Это единство запечатлено строгой закономер- ностью; мыслящее исследование обнаруживает в нем господствую- щую над ним необходимость. Эту мысль Гераклит изложил в нескольких афоризмах, из которых самый важный - 30-й: <Этот мировой порядок,-говорит Гераклит,-тождественный для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами угасающим> [35. Т. 1. С. 152]. В приведенном тексте налицо несколько важных мыслей. В нем Гераклит не просто утверждает, что все возникает из одного и что все возникающее становится одним. Это <одно> (ev) он определяет как единое первовещество <огня>. В этом своем утверждении Гераклит по существу материалист. Не удивительно, что Гераклит остановился именно на огне как на первовеществе. Ведь основная характеристика гераклитовского бытия - его подвижность. Но именно огонь - наиболее подвиж- ное, изменчивое из всех наблюдаемых в природе явлений. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||