|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Но и учение о четырех <корнях всех вещей> - о материальных элементах земли, воды, воздуха и огня - восходит к весьма древней традиции в истории античной мысли. Четыре элемента -твердый, жидкий, воздушный и тончайший огненный - были известны уже древнейшим космологам. Уже в VI в. до н.э. орфики, верования которых стали распространяться в период усиления религиозного движения в греческих городах Южной Италии, знали это учение. Мы находим его у Ферекида в середине VI в. до н.э., а также у сицилийского поэта Эпихарма. Оригинальность Эмпедокла в отличие от этих его предшествен- ников состояла в том, что, заимствовав свою теорию четырех первоначальных веществ из весьма древней греческой традиции, Эмпедокл связал ее с тем понятием об элементе, которое он нашел во второй части поэмы Парменида, где Парменид излагал свои физические гипотезы и где уже наметилось более четкое физическое понятие об элементе. При этом следует только помнить, что Пар- менид еще не знал термина <элемент>, который впервые ввел затем Платон, а пользовался термином <форма>. Отделив таким образом движущую или деятельную причину от материальных элементов природы, Эмпедокл затем в каждую из этих двух основ - и в деятельную движущую причину и в матери- альные <корни всех вещей> - вводит элемент раздвоения. Мате- риальные элементы он разделяет на два класса. Кроме движущих сил Любви и Вражды, которые, собственно говоря, не являются элементами вещей, движущим началом у Эмпедокла оказывается еще и материальный элемент огня. В этом смысле Эмпедокл противопоставляет огонь и воздух в качестве мужских божеств земле и воде как божествам женским. Иногда он рассматривает все четыре элемента как живые вещества. В этом последнем воззрении воз- рождается древнее гилозоистическое представление: вся природа понимается как живая, одушевленная и даже божественная. Это взгляд, который мы нашли у зачинателя греческой философии Фалеса Милетского. Аэций излагает суть учения Эмпедокла в следующих словах: |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||