Предыдущая страница Следующая страница

<Единое шаровидно, вечно и неподвижно, и (это) единое есть
необходимость, материя же последней -четыре элемента, виды
же - Вражда и Любовь. Он считает богами и элементы и мир,
представляющий собой смесь их, и, сверх того, совершенный Шар,
в который все они разрешаются. И души он считает божественными
существами [51. С. 303; 35. Т. II. С. 148].

По вопросу об отношении единства ко множеству предшество-
вавшая Эмпедоклу философия выдвинула глубоко противополож-
ные точки зрения элейцев и Гераклита. Для элейцев мыслимо
только единство, множества нет, оно только иллюзия чувств. Для
Гераклита единое и многое существуют одновременно: все из одного
и из всего одно. У Эмпедокла, как правильно отметил Платон,
намечается компромиссная, более <нежная>, по выражению Пла-
тона, точка зрения.

В диалоге <Софист> Платон сопоставляет учения Гераклита и
Эмпедокла по этому вопросу: <Ионийские же и некоторые позд-
нейшие сицилийские музы (ионийские музы - это Гераклит, си-
цилийские-Эмпедокл.-В. А.) одинаково рассудили, что
надежнее [будет]... учить, что сущее и множественно и едино, что
оно находится во власти Вражды и Любви> [Soph. 242 D; 35. Т. II.
С. 147].

При этом, однако, Платон отмечает и различие между Эмпедок-
лом и Гераклитом: <Ведь расходящееся всегда сходится,- цитирует
Платон Гераклита и добавляет тут же: - [Так говорят] более на-
пряженные Музы, более же нежные отказались от учения, будто
положение вещей всегда таково, утверждают же, что попеременно
все бывает то единым, полным любви при содействии Афродиты,
то множественным, борющимся с самим собой по вине какой-то
Вражды> [35. Т. II. С. 147].

Здесь Платон очень четко характеризует действительно важное
различие между Эмпедоклом и Гераклитом. Диалектик Гераклит
мыслит все существующее как такое, в котором обнаруживается
единство противоположностей: одновременно существует множе-

ство и единство. Напротив, Эмпедокл развивает более <нежное>
учение. Согласно его взгляду, противоположности единства и мно-
жества, Любви и Вражды существуют не одновременно, а последо-
вательно. Эмпедокл представляет жизнь природы как циклический
или ритмический процесс, в котором попеременно берут верх то
Любовь, соединяющая физические элементы, то Вражда, разделя-
ющая эти элементы. Над миром властвуют поочередно Любовь и
Вражда. Во время господства Любви все становится единым, при-
рода представляет собой бескачественный <шар>, в ней уже не
сохраняется своеобразие отдельных материальных элементов. В это
время мы не найдем в ней ни своеобразных свойств огня, ни
своеобразных свойств какого-либо другого из элементов - каждый
теряет здесь свой собственный вид.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna