|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница <Единое шаровидно, вечно и неподвижно, и (это) единое есть необходимость, материя же последней -четыре элемента, виды же - Вражда и Любовь. Он считает богами и элементы и мир, представляющий собой смесь их, и, сверх того, совершенный Шар, в который все они разрешаются. И души он считает божественными существами [51. С. 303; 35. Т. II. С. 148]. По вопросу об отношении единства ко множеству предшество- вавшая Эмпедоклу философия выдвинула глубоко противополож- ные точки зрения элейцев и Гераклита. Для элейцев мыслимо только единство, множества нет, оно только иллюзия чувств. Для Гераклита единое и многое существуют одновременно: все из одного и из всего одно. У Эмпедокла, как правильно отметил Платон, намечается компромиссная, более <нежная>, по выражению Пла- тона, точка зрения. В диалоге <Софист> Платон сопоставляет учения Гераклита и Эмпедокла по этому вопросу: <Ионийские же и некоторые позд- нейшие сицилийские музы (ионийские музы - это Гераклит, си- цилийские-Эмпедокл.-В. А.) одинаково рассудили, что надежнее [будет]... учить, что сущее и множественно и едино, что оно находится во власти Вражды и Любви> [Soph. 242 D; 35. Т. II. С. 147]. При этом, однако, Платон отмечает и различие между Эмпедок- лом и Гераклитом: <Ведь расходящееся всегда сходится,- цитирует Платон Гераклита и добавляет тут же: - [Так говорят] более на- пряженные Музы, более же нежные отказались от учения, будто положение вещей всегда таково, утверждают же, что попеременно все бывает то единым, полным любви при содействии Афродиты, то множественным, борющимся с самим собой по вине какой-то Вражды> [35. Т. II. С. 147]. Здесь Платон очень четко характеризует действительно важное различие между Эмпедоклом и Гераклитом. Диалектик Гераклит мыслит все существующее как такое, в котором обнаруживается единство противоположностей: одновременно существует множе- ство и единство. Напротив, Эмпедокл развивает более <нежное> учение. Согласно его взгляду, противоположности единства и мно- жества, Любви и Вражды существуют не одновременно, а последо- вательно. Эмпедокл представляет жизнь природы как циклический или ритмический процесс, в котором попеременно берут верх то Любовь, соединяющая физические элементы, то Вражда, разделя- ющая эти элементы. Над миром властвуют поочередно Любовь и Вражда. Во время господства Любви все становится единым, при- рода представляет собой бескачественный <шар>, в ней уже не сохраняется своеобразие отдельных материальных элементов. В это время мы не найдем в ней ни своеобразных свойств огня, ни своеобразных свойств какого-либо другого из элементов - каждый теряет здесь свой собственный вид. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||