|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Напротив, во время господства Вражды все становится многим, выступает своеобразие элементов, они выделяются и обособляются. Между периодом полного господства Любви и такого же полного господства Вражды - переходные периоды. Отойдя на периферию мира во время господства в нем Вражды, утвердившейся в центре мира, Любовь начинает победоносно продвигаться к этому центру и частично властвовать, пока не достигнет полного торжества. В это время Вражда удаляется от центра к периферии. Но как только Любовь достигнет победы, Вражда начинает вновь приближаться к центру, а Любовь - к периферии. Мировой процесс и есть ритми- ческое повторение и вечный возврат этих фаз. При всех происходящих при этом изменениях сами материаль- ные элементы, как это засвидетельствовал Аристотель, не возника- ют и не погибают. <Элементы эти,-поясняет Аристотель мысль Эмпедокла,-всегда пребывают, и возникновение для них обозна- чает только [появление их] в большом и малом числе в то время, когда они собираются [каждый] в одно и рассеиваются из одного> [Met. 1,3, 984а; 4. С. 24]. В дополнение к этому комментатор поздней античности Симплиций в пояснениях к <Физике> Аристотеля со- общает об агригентском философе, что Эмпедокл <принимает четыре телесные стихии: огонь, воду, воздух и землю, которые вечны, изменяются же в больших и малых размерах в зависимости от (образуемого ими взаимного) соединения и разделения> [35. Т. II. С. 146]. Симплиций подчеркивает, что началами, приводящими эти элементы в движение, у Эмпедокла провозглашаются Вражда и Любовь, ибо материальные элементы <всегда должны совершать движение попеременно в противоположном направлении, то сое- диняясь Любовью, то разделяясь Враждой> [там же]. Из четырех физических элементов Эмпедокла особо важную роль в его учении играет огонь. Ипполит прямо сообщает, что Эмпедокл, признав началом всего Вражду и Любовь, сказал, что все возникло из огня и в огонь разрешится [см. там же. С. 148]. Это одно из доказательств сильного влияния, которое на Эмпедокла |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||