|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Дальше идет любопытный рассказ. <А именно,-сообщает Секст,-если мы возьмем две краски -белую и черную,-затем станем по капле переливать из одной в другую, то зрение не будет в состоянии различать маленькие перемены, хотя в действительно- сти они будут иметься> [там же]. Совершенно ясно, что Секст делает здесь вывод, идущий дальше того, о чем говорит цитируемый им текст Анаксагора. Анаксагор говорит только о недостаточности наших ощущений, для того чтобы воспринять слишком незначительные изменения в ощущаемом объекте, т. е. непосредственно воспринять то, что мы могли бы назвать <дифференциалами ощущения>. Секст же делает отсюда вывод, будто Анаксагор обвиняет ощущения в слабости. Но дело не в обвинении ощущений в их принципиальной слабости, а в том, что, по Анаксагору, существуют такие изменения в объектах, кото- рые по причине их крайней незначительности не могут непосред- ственно улавливаться нашими чувствами. Все же о таких минимальных изменениях способен судить ум. Может быть, именно в этом смысле Анаксагор говорит, что <зрение есть явление неви- димого> [71. VII, 90]. В полном соответствии со сказанным стоит принципиально важный гносеологический тезис Анаксагора: частицы, из которых, по Анаксагору, состоят все вещи и движением которых (а также соединением) образуются все тела природы, строго говоря, пости- гаются не чувствами, а только умом. Анаксагор ссылается при этом на те же наблюдения, которые легли в основу его гипотезы <семян>, или <подобочастных элементов>,-на явления, происходящие при усвоении организмами пищи и при превращении этой пищи в части и органы тела - в кожу, кости, мускулы и т. п. 5. СОФИСТИКА В V в. до н.э. во многих городах Греции на смену политической власти старинной аристократии и тирании пришла власть рабовла- дельческой демократии. Развитие созданных ее господством новых выборных учреждений - народного собрания и суда, игравшего большую роль в борьбе классов и партий свободного населения,- породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством судебного и политического красноречия, умеющих убеждать силой слова и доказывать, способных свободно ориентироваться в различ- ных вопросах и задачах права, политической жизни и дипломати- ческой практики. Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой области людей - мастера красноречия, юристы, дипломаты - ста- новились учителями политических знаний и риторики. Однако нерасчлененность тогдашнего знания на философскую и специаль- но научные области, а также значение, которое в глазах образован- ных людей греческого Запада успела в V в. до н.э. получить философия с ее вопросами о началах вещей, о мире и его возник- новении, привели к тому, что эти новые преподаватели обычно не только учили технике политической и юридической деятельности, но и связывали эту технику с общими вопросами философии и мировоззрения. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||