|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница торое бытие. Сократ приближается, повторяем, к мысли, что исс- ледование бытия должно стать определением сущности, но в един- стве сущности и ее явлений подчеркивает не столько то, что это единство есть единство различных или даже противоположных оп- ределений, сколько то, что все эти различия или противоположно- сти образуют единство. Мысль эта не подвергнется отрицанию в философии Платона, но явится в ней лишь необходимым моментом более широкого диалектического целого. И Платон не перестанет подчеркивать единую, тождественную и неизменную сущность прекрасного, его безотносительность, неподвластность преходящим, изменяющимся условиям и отношениям пространства и времени. Философ, цель которого - высшее благо, стремится не к какому-либо отдельному и частному виду прекрасного, а к единой сущности прекрасного. Это одна из главных мыслей мудрой мантинеянки Диотимы, поу- чающей Сократа относительно природы прекрасного. Но вместе с тем единство это явится ему как усмотрение единства противопо- ложных определений. Одним из наиболее надежных источников для суждения о том, чем были диалектическая беседа и вопросоответный метод Сократа, можно признать первую книгу <Государства> Платона. В настоящее время большинство филологов и историков античной философии полагают, что эта книга была написана, в отличие от последующих книг этого трактата, еще в ранний период литературной деятельно- сти Платона. Это период, когда Платон, следуя своему учителю Сократу, занимался исследованием этических понятий и когда под диалектикой он разумел, как и Сократ, беседу или спор, ведущий к разъяснению и определению этих понятий. Беседа Сократа, изображенная Платоном в первой книге <Государства>, посвящена выяснению понятия <справедливости>. Ведет беседу, ставит воп- росы и опровергает полученные на них ответы Сократ, возражают ему, предлагают свои определения и отвечают на его возражения сначала Кефал, а затем, после его ухода, сын его Полемарх. На вопрос, что такое <справедливость>, Кефал отвечает следу- ющим образом: говорить правду и отдавать то, что взял [см.: Государство. 331 В]. Но Сократ возражает на это, что подобные поступки иногда бывают справедливы, а иногда нет [см. там же. 331 С]. <Если кто,-рассуждает Сократ,-получит от своего друга оружие, когда тот был еще в здравом уме, а затем, когда тот сойдет с ума и потребует свое оружие обратно, его отдаст, в этом случае всякий сказал бы, что отдавать не следует> [там же]. Получив согласие Кефала на свое возражение, Сократ торжествует. <Стало быть,-говорит он,-не это определяет справедливость: говорить правду и отдавать то, что взял> [там же. 331 Dj. Но тут сын Кефала Полемарх, заступивший в беседе место отца, поддерживает, ссыла- ясь при этом на авторитет Симонида, отвергнутое Сократом опре- деление <справедливости>. Повторив свое возражение против |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||