Предыдущая страница Следующая страница

торое бытие. Сократ приближается, повторяем, к мысли, что исс-
ледование бытия должно стать определением сущности, но в един-
стве сущности и ее явлений подчеркивает не столько то, что это
единство есть единство различных или даже противоположных оп-
ределений, сколько то, что все эти различия или противоположно-
сти образуют единство.

Мысль эта не подвергнется отрицанию в философии Платона,
но явится в ней лишь необходимым моментом более широкого
диалектического целого. И Платон не перестанет подчеркивать
единую, тождественную и неизменную сущность прекрасного, его
безотносительность, неподвластность преходящим, изменяющимся
условиям и отношениям пространства и времени. Философ, цель
которого - высшее благо, стремится не к какому-либо отдельному
и частному виду прекрасного, а к единой сущности прекрасного.
Это одна из главных мыслей мудрой мантинеянки Диотимы, поу-
чающей Сократа относительно природы прекрасного. Но вместе с
тем единство это явится ему как усмотрение единства противопо-
ложных определений.

Одним из наиболее надежных источников для суждения о том,
чем были диалектическая беседа и вопросоответный метод Сократа,
можно признать первую книгу <Государства> Платона. В настоящее
время большинство филологов и историков античной философии
полагают, что эта книга была написана, в отличие от последующих
книг этого трактата, еще в ранний период литературной деятельно-
сти Платона. Это период, когда Платон, следуя своему учителю
Сократу, занимался исследованием этических понятий и когда под
диалектикой он разумел, как и Сократ, беседу или спор, ведущий
к разъяснению и определению этих понятий. Беседа Сократа,
изображенная Платоном в первой книге <Государства>, посвящена
выяснению понятия <справедливости>. Ведет беседу, ставит воп-
росы и опровергает полученные на них ответы Сократ, возражают
ему, предлагают свои определения и отвечают на его возражения
сначала Кефал, а затем, после его ухода, сын его Полемарх.

На вопрос, что такое <справедливость>, Кефал отвечает следу-
ющим образом: говорить правду и отдавать то, что взял [см.:
Государство. 331 В]. Но Сократ возражает на это, что подобные
поступки иногда бывают справедливы, а иногда нет [см. там же.
331 С]. <Если кто,-рассуждает Сократ,-получит от своего друга
оружие, когда тот был еще в здравом уме, а затем, когда тот сойдет
с ума и потребует свое оружие обратно, его отдаст, в этом случае
всякий сказал бы, что отдавать не следует> [там же]. Получив
согласие Кефала на свое возражение, Сократ торжествует. <Стало
быть,-говорит он,-не это определяет справедливость: говорить
правду и отдавать то, что взял> [там же. 331 Dj. Но тут сын Кефала
Полемарх, заступивший в беседе место отца, поддерживает, ссыла-
ясь при этом на авторитет Симонида, отвергнутое Сократом опре-
деление <справедливости>. Повторив свое возражение против

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna