|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница определения Симонида, Сократ высказывает догадку, будто Симо- нид в качестве поэта определил значение <справедливости> иноска- зательно (<гадательно>), т. е. мыслил так, что справедливо было бы <воздавать каждому надлежащее, а это он назвал должным> [там же. 332 С]. Но и эта поправка не решает задачи определения <справедли- вости>. Сам же Сократ, продолжая исследование, предвидит, что Симониду может быть задан следующий вопрос: <Что чему надо уметь назначать -конечно, должное и надлежащее,-чтобы оп- равдалось имя искусства врачевания?... А что чему надо придать - должное и надлежащее,-чтобы выказать поварское искусство?> [там же. 332 С]. Сообразуясь с ответами на первые два вопроса, Симонид должен был бы сказать, что справедливостью он будет <приносить друзьям пользу, а врагам причинять вред> [там же. 332 D]. Однако Сократ продолжает спрашивать: какой деятельностью и в каком отношении может быть справедливый полезен для друзей и вреден для врагов? На войне, помогая сражаться, отвечает Полемарх [см. там же. 332 Е]. Далее выясняется, что врач не полезен тому, кто не болен, кормчий -тому, кто не плавает. Напрашивается по анало- гии ответ, будто справедливый не полезен тому, кто не сражается. Но Полемарх не соглашается с этим. Он полагает, что <справедли- вость> полезна не только во время войны, но и во время мира, как земледелие -для собирания плодов, сапожническое мастерство - для приготовления обуви. На вопрос Сократа, для какой нужды и для какого приобретения полезна <справедливость> во время мира, Полемарх отвечает, что она нужна в делах, и поясняет, что под делами он понимает совместное участие [см. там же. 333 А]. Из последующих вопросов становится, однако, ясно, что, например, при игре в шашки полезнее сноситься не с человеком справедливым, а с игроком, а при кладке плит и камней - опять-таки не со справедливым, а с зодчим или домостроителем. Возникает вопрос: в каких же сношениях справедливый будет лучше и полезнее, чем кифарист, подобно тому как кифарист лучше и полезнее, чем справедливый, при игре на кифаре? Полемарх находит, что спра- ведливый будет лучше в денежных сношениях. Но Сократ указы- вает, что справедливый будет лучше не только в этих случаях; а с другой стороны, когда необходимо за деньги сообща купить или продать лошадь, полезнее снестись с конюхом, когда корабль - с кораблестроителем или кормчим. Сократ уточняет свой вопрос: в каком случае для употребления золота или серебра сообща полезнее других именно человек справедливый? Полемарх отвечает, что в случаях, когда необходимо бывает вверить деньги и сберечь их. То есть, уточняет Сократ, когда надобно не употребить, а положить их. Но при этом получается, будто <справедливость> в отношении денег тогда бывает полезна, когда деньги сами бесполезны. Аналогичных случаев можно указать множество: для хранения садового резца |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||