|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница <справедливость> полезна, но для употребления его необходимо искусство садовника; чтобы сохранить щит и лиру без употребления, полезна <справедливость>, но когда требуется употребить их, необ- ходимы искусства: оружейное и музыкальное. То же у Полемарха получается во всем другом: <справедливость> бесполезна при по- лезности и полезна при бесполезности. По поводу этих выводов Сократ замечает иронически: <Стало быть, друг мой, справедли- вость - это не слишком важное дело, раз она бывает полезна только при бесполезности> [там же. 333 D - Е]. Характеристика метода Но диалектическое исследование понятия <справедливости> продолжается. Из нескольких им самим предложенных примеров Сократ извлекает обобщающий вывод - не менее парадоксальный, чем предложенная Полемархом характеристика отношения <спра- ведливости> к полезному и бесполезному. Собеседники соглаша- ются в том, что если человек в сражении, в кулачном бою или в каком-нибудь ином подобном случае умеет нанести удар, то он же сумеет и поберечься; что тот защитник и хранитель лагеря хорош, который знает также, как похитить замыслы и действия неприятеля. Формулируется вывод: кто отлично сторожит что-тот, тот и отлично может это украсть. Другими словами, резюмирует Сократ, справед- ливый человек есть, по-видимому, вор, и <справедливость>, соглас- но мнению Гомера, Полемарха и Симонида, есть <нечто воровское, однако направленное на пользу друзьям и во вред врагам> [там же. 334 В]. Однако, когда Сократ прямо <в лоб спрашивает Полемарха, так ли он говорил, тот, окончательно сбитый с толку, признается, что он и сам не знает, что он говорил, но все же с выводом Сократа не согласен, хотя ему все еще представляется, что справедливость велит <приносить пользу друзьям и вредить врагам> [там же. 334 В]. Далее беседа переходит в рассмотрение вопро- са, кого следует называть друзьями, а кого - врагами. Но у нас уже имеется достаточно данных, чтобы охарактеризовать - с логической точки зрения - метод Сократа. По ранним диалогам Платона мы можем составить ясное и точное представление о том, чем была <диалектика> Со- крата. Сократ несомненно дал толчок к развитию в философии учения об общем понятии. Однако от толчка до выяснения диалек- тической функции общего понятия дистанция оставалась еще зна- чительной. Сократ не прошел этой дистанции не по недостатку проницательности, а потому, что весь его интерес был сосредоточен не на области общей теории диалектики, а на области этики. Диалектика Сократа есть только пропедевтика его этических исс- ледований. Тем не менее в ранних диалогах Платона сократовская диалектика получила характеристику рельефную и яркую. Более того, с известными предосторожностями мы можем для этой харак- теристики использовать не только первые по времени диалоги Платона, но даже и диалоги более позднего периода. Условие такого использования - исключение из характеристики сократовской ди- |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||