|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница алектики отнюдь не всего, что об этой диалектике рассказывает нам Платон, а только ее специфически платоновских черт. Это прежде всего теория запредельных миру <идей>, а затем трактовка вопроса о знании и его видах. Но многие черты философских воззрений Сократа, как их изображает Платон не только в <Лахесе>, <Харми- де>, но и в <Федре>, <Федоне>, <Меноне>, а также в первой книге <Государства>, принадлежат подлинному Сократу и дышат тем же реализмом, каким дышит изображение Сократа на прогулке с Федром (<Федр>), на пиру у Агафона (<Пир>), в тюрьме (<Федон>). В полном согласии с тем, что нам сообщает Ксенофонт, Сократ, выведенный Платоном в его диалогах, выясняет связь между диа- лектикой и собственно логическими операциями разделения на роды и виды. Руководимое Сократом философское исследование имеет целью прежде всего установить значение того или иного широкого родового термина (например, <мужества>, <справедливо- сти> и т.п.). Вопросы, которые ставит Сократ и с помощью которых он исследует это значение, формулируются так, что они приводят ответы на них, предлагаемые собеседником Сократа, к явному противоречию. Определение термина вступает в противоречие либо с различными единичными предметами, явлениями, свойствами и случаями, которые этот термин не должен охватывать, но которые он охватывает, либо, наоборот, с другими, которые он должен охватывать, но которых он не охватывает. Своими различными ответами собеседник все вновь и вновь ввергается в противоречия. Эти противоречия принуждают его признать или то, что он не достиг точного и ясного понятия о свойстве, общем для различных частных факторов, охватываемых исследуемым общим термином, или то, что такого общего свойства вообще не существует и что полученное обобщение только чисто словесное и ложное. И в том и в другом случае Сократ сообщает мыслям собеседника направление, которое ведет к поправке оказавшегося несостоятель- ным обобщения, и подводит таким образом собеседника к тому, что Платон называет <видеть единое во многом или многое в едином>. Другими словами, Сократ предвосхитил то, что впослед- ствии Платон и Аристотель описали как двойной путь диалектиче- ского процесса - расчленение единого на многое и соединение многого в единое. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||