|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Первую задачу - самую важную и существенную - Сократ выполнял прямо-аналитической цепью вопросов; вторую он редко брался выполнять прямо, но старался вооружить и возбудить ум слушателя так, чтобы последний мог сделать это сам. Это единое и многое обозначает логическое распределение разнообразной ма- терии по родовым терминам -при ясном понимании атрибутов, подразумеваемых под каждым термином или им сообозначаемых,- так, чтобы различать те частные факты, к которым он реально применяется. Трудность отделения сократовского ядра диалектики от содер- жания, которое понятие диалектики приобретает у Платона, состоит в том, что учение Сократа об общем как о реальном основании определения было усвоено Платоном в его теории идей. Зачастую грань между обоими учениями становится неуловимой, и значение платоновской идеи неопределенно колеблется между логическим видом и сущностью. Неотделимость диалектики Сократа от его учения об определе- нии понятия надежно засвидетельствована сообщениями Ксено- фонта и опирающегося на него Аристотеля. Ксенофонт не только указывает на значение, которое имело определение понятия в диалектике Сократа, но и отмечает, что именно в определении понятия Сократ видел раскрытие сущности вещи. По сообщению Ксенофонта, само слово <диалектика (бих^уестбол)> Сократ выводил из того, что люди, совещаясь в собраниях, <разделяют предметы по родам> [Воспоминания. IV, 5, 12]. <Сократ,-поясняет Ксено- фонт,-держался такого мнения: если кто знает, что такое данньш предмет, то он может объяснить это и другим; а если не знает, то нисколько не удивительно, что он и сам ошибается, и вводит в ошибку других> [Воспоминания. IV, 6, 1]. Такое определение понятий -необходимый путь, ведущий к диалектике. Поэтому, поучал Сократ, надо стараться как можно лучше подготовиться к этому и усердно заниматься этим: <Таким путем люди становятся в высшей степени нравственными, способ- ными к власти и искусными в диалектике> [Воспоминания. IV, 5; 12]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||