Предыдущая страница Следующая страница

Первую задачу - самую важную и существенную - Сократ
выполнял прямо-аналитической цепью вопросов; вторую он
редко брался выполнять прямо, но старался вооружить и возбудить
ум слушателя так, чтобы последний мог сделать это сам. Это единое
и многое обозначает логическое распределение разнообразной ма-
терии по родовым терминам -при ясном понимании атрибутов,
подразумеваемых под каждым термином или им сообозначаемых,-
так, чтобы различать те частные факты, к которым он реально
применяется.

Трудность отделения сократовского ядра диалектики от содер-
жания, которое понятие диалектики приобретает у Платона, состоит
в том, что учение Сократа об общем как о реальном основании
определения было усвоено Платоном в его теории идей. Зачастую
грань между обоими учениями становится неуловимой, и значение
платоновской идеи неопределенно колеблется между логическим
видом и сущностью.

Неотделимость диалектики Сократа от его учения об определе-
нии понятия надежно засвидетельствована сообщениями Ксено-
фонта и опирающегося на него Аристотеля. Ксенофонт не только
указывает на значение, которое имело определение понятия в
диалектике Сократа, но и отмечает, что именно в определении
понятия Сократ видел раскрытие сущности вещи. По сообщению
Ксенофонта, само слово <диалектика (бих^уестбол)> Сократ выводил
из того, что люди, совещаясь в собраниях, <разделяют предметы по
родам> [Воспоминания. IV, 5, 12]. <Сократ,-поясняет Ксено-
фонт,-держался такого мнения: если кто знает, что такое данньш
предмет, то он может объяснить это и другим; а если не знает, то
нисколько не удивительно, что он и сам ошибается, и вводит в
ошибку других> [Воспоминания. IV, 6, 1].

Такое определение понятий -необходимый путь, ведущий к
диалектике. Поэтому, поучал Сократ, надо стараться как можно
лучше подготовиться к этому и усердно заниматься этим: <Таким
путем люди становятся в высшей степени нравственными, способ-
ными к власти и искусными в диалектике> [Воспоминания. IV, 5; 12].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna