|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Едва ли не сильнее всего мысль Сократа о решающем значении определения понятия для этического поведения человека выражена в диалоге Платона <Протагор>. Мысль эту развивает здесь не кто иной, как сам Сократ, выведенный в числе действующих лиц диалога. Сократ в <Протагоре> - несомненно не просто литератур- ная маска. Диалог написан в то время, когда точка зрения Сократа была и точкой зрения Платона. В одном месте диалога рассматри- вается вопрос, есть ли в знании сила, способная руководить людьми. Вопрос этот Сократ формулирует чрезвычайно четко: <Ну-ка, Про- тагор, открой мне вот какую свою мысль: как относишься ты к знанию? Думаешь ли ты об этом как большинство людей, или иначе? Большинство считает, что знание не обладает силой и не может руководить и начальствовать... Несмотря на то, что человеку не- редко присуще знание, они полагают, что не знание ими управляет, а что-либо другое: иногда страсть, иногда удовольствие, иногда скорбь, иной раз любовь, а чаще -страх... Таково ли, примерно, и твое мнение о знании, или ты полагаешь, что знание прекрасно и способно управлять человеком, так что того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе., чем велит знание, и разум достаточно силен, чтобы помочь человеку?> [Протагор. 352 ВС]. Особенно большой ошибкой Сократ считает ошибку большин- ства людей, утверждающих, <будто многие, зная, что лучше всего, < ^ ^^ ^ не хотят так поступать, хотя бы у них была к тому возможность, а поступают иначе> [там же. 352 D]. В ходе развития диалога Сократ вынуждает своих оппонентов, которым он возражает от своего имени и от имени Протагора, признать смехотворным их утверждение, <будто нередко человек, зная, что есть зло, и имея возможность его не совершать, все-таки совершает его> [там же. 355 А]. Сократ полагает, что во всех случаях, когда перед действующим или определенным к действию человеком возникают альтернативы, выбор производится на основе знания. <Тут во всяком случае речь идет о знании> [там же. 357 С]. И наоборот, те, кто ошибается в выборе между благом и злом, <ошибаются по недостатку знания> [там же. 357 D]. А ошибочное действие без знания совершается <по неведению> [там же. 357 Е]. В конце диалога Сократ, начавший с утверждения, будто добродетели нельзя нау- чить, приходит к противоположному утверждению, что <все есть знание: и справедливость, и рассудительность, и мужество> [там же. 361 В]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||