|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Вслед за Ксенофонтом и Платоном на тесную связь между этическим учением Сократа и его диалектикой - с центральным для нее учением об определении понятия - указал Аристотель. Связь эту Аристотель подчеркнул, желая, по-видимому, выделить исконно принадлежащее Сократу в его нравственном учении, а также попутно выявить сократовские элементы учения Платона. <Так как Сократ,-сообщает Аристотель,-занимался исследова- нием этических вопросов, а относительно всей природы в целом его совсем не вел, в названной же области [этической], искал всеобщего и первый направил свою мысль на общие определения, то Платон, усвоивши взгляд Сократа... признал, что такие опреде- ления имеют своим предметом нечто другое, а не чувственные вещи, ибо нельзя дать общего определения для какой-нибудь из чувствен- ных вещей, поскольку вещи эти постоянно изменяются. Идя ука- занным путем, он подобные реальности назвал <идеями>, а что касается чувственных вещей, то о них [по его словам] речь всегда идет отдельно от <идей> и [в то же время] в соответствии с ними, ибо все множество вещей существует в силу приобщения к одно- именным [сущностям]> [Met. 1, 6, 987в I-10; 4. С. 29]. Впоследствии в трактате <О частях животных> Аристотель на- помнил, что в эпоху Эмпедокла <о сути бытия> и об определении сущности не имели понятия, и коснулся этого впервые Демокрит <не как необходимого для рассмотрения природы, а просто будучи приведен к этому самим делом> [О частях животных. 642 А, 27-28]. <Во времена Сократа,-продолжает Аристотель,-это направле- ние возросло, а исследование природы остановилось и люди фило- софствующие обратились к полезной для жизни добродетели и политике> [там же. 642 А, 28-31]. Таким образом, Аристотель примыкает к тому взгляду на роль Сократа в разработке диалектики, которого придерживались Ксе- нофонт, Платон и школа Платона. Сократ для него, как для Ксенофонта и для членов Академии,- основатель философии по- нятий, первый философ, признавший, будто <сущность> вещи коре- нится в понятийном всеобщем. Источником платоновской теории <идей> Аристотель считает указанные Сократом приемы установления общих определений. Из <физиков> (натурфилософов) до Сократа <слегка подошел к этому> только Демокрит, давший определение теплого и холодного. Еще раньше это делали для немногих вещей пифагорейцы, поставившие свои понятия в связь с числами. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||