|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница В отличие от всех этих своих предшественников Сократ, соглас- но Аристотелю, <занимался вопросом о нравственных добродетелях и впервые пытался устанавливать в их области общие определения> [Met. XIII, 4, 1078в 17-19; 4. С. 223]. Согласно характеристике и оценке Аристотеля, Сократ <право- мерно искал сущность [вещи], так как стремился делать умозаклю- чения, а началом для умозаключений является сущность вещи> [Met. XIII, 4, 1078в 23-25; 4. С. 223]. Поиски общих определений, с помощью которых Сократ стре- мился отыскать <сущность вещи>, Аристотель прямо связывает с возникновением отсутствовавшей до Сократа диалектики. <Ведь тогда еще не было,-поясняет Аристотель,-диалектического ис- кусства, так чтобы можно было, даже не касаясь этой сущности, рассматривать противоположные определения, а также -познает ли такие определения одна и та же наука> [Met. XIII, 4, 1078в 25-27; 4. С. 223]. В это положение вещей Сократ внес, согласно Аристотелю, изменение. Оно может быть сведено к двум нововведениям. <По справедливости,-говорит Аристотель,-две вещи надо было бы отнести за счет Сократа - индуктивные рассуждения и образова- ние общих определений> [Met. XIII, 4, 1078в 27-29; 4. С. 223]. И тут же Аристотель разъясняет, что эти нововведения Сократа, относящиеся к началам науки, существенно отличаются от теории <идей>, противостоящей учению Гераклита о постоянной текучести чувственных вещей. Нововведения эти отличаются от теории Пла- тона тем, что Сократ не приписывал общему и определениям обособленного от чувственных вещей существования [см. Met. XIII, 4, 1078в 30-31; 4. С. 223]. Напротив, сторонники <идей> (т. е. Платон и академики) эти стороны <обособили> и подобного рода реальности назвали <идеями> [см. Met. XIII, 4, 1078в 31-32; 4. С. 223]. Учение об определении, опирающееся на понятие об общем, а также учение о доказательстве составляют в философии Сократа то, что можно было бы назвать ядром положительной диалектики. Но есть в философии Сократа также и ядро диалектики отрица- тельной. Это представление о роли противоречия в определении и в выяснении сущности предмета. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||